Техника - молодёжи 1975-09, страница 66

Техника - молодёжи 1975-09, страница 66

АКАДЕМИИ В КОЛЫБЕЛИ

Досье

Любознайкина

Древнейшая книга

по математике

■ С астрономических наблюдений за планетами и определения географических координат места иа Земле начиналась научная деятельность почти всех академий мира. После уточнения парижскими академиками составленных ранее карт Франции оказалось, что ее западные оконечности заметно сдвинулись на восток, что океан иак бы накинулся на территорию 1 Франции. Это дало повод Пюдовииу XIV говорить, что господа аиадемики» похитили часть его государства.

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ,

опубликованной в № 8, 1975 г.

1. Фс12! Ь2, Ь6, с5

2. СМ+, сЬ5+, Саб+i Крс4, Кре4, Кре4

3. Са2; С : с С : Ь7х

1. ...f2, f6, е5

2. Cf1+, Cf5+, Cr6+; Кре4, Крс4. Крс4

3. Ср2, С : еб, С : 17х

А. БУТКЕВИЧ

г. Л ь в о в

■ Когда в 1699 году Людовик XIV подписал устав академии и на ближайшем заседании возниила сутолока из-за мест, руководство академии решило закрепить за каждым академиком постоянное место. А чтобы во время заседаний ие было лишних разговоров, рядом с математиком усадили анатома и т. д.

■ Об учреждениях научного общества в Германии больше всех хлопотал Лейбниц. Много лет он вынашивал и разрабатывал эту идею, писал разного рода записии. В одной из них, оставшейся незаионченной, он развивает план устройства общества. Написана записка иа странной смеси латинского и немецкого языков. «Да ие упреинет меня немецкий ученый, — писал в ней Лейбниц, — что я употребляю здесь без выбора, как попало, немецкие, латинские и другие варварские или изящные слова. Я беру то, что первое приходит иа ум, заботясь лишь о том, чтобы быть понятым».

■ Фридрих II писал, что его деда курфюрста Фридриха уверили в необходимости содержать академию подобно тому, как человека, возведенного в дворянские звания, уверяют в необходимости держать свору гончих собак.

Наиболее древнее математическое произведение в России написано в 1134 году. «Кирика диакона и доместика (уставщика) Новгородского Антониевого монастыря учение им же ве-дати человеку числа всех лет». Оно было посвящено арифметико - хронологическим расчетам, состояло из 19 параграфов и повторяло о календаре все, что можно было найти в гречесиих церковных книгах. Кирик, по-видимому, умел рассчитывать дни пасхи, но в своей книге эту задачу ие решал, а предлагал решить другим «числолюбцам».

Спустя 3,5 века после Кирнка вычисление пасхальных таблиц превратилось в большую церковно-государственную задачу, так как на всей Руси не нашлось человека, способного произвести нужные расчеты, а в 1492 году нон-чались таблицы, унаследованные от византийсной цернви. Пришлось организовать специальную поездку в Рим за источниками, а может быть, и за готовыми таблицами. Организатором этой экспедиции был весьма просвещенный нов-городсиий архиепископ Геннадий Гонзов. При нем были составлены таблицы дней пасхи на 70 лет вперед, однаио в их правильности он и сам не очень был уверен и поэтому рекомендовал пастырям своей епархии пользоваться ими только ближайшие 20 лет, если «Бог благословит миру стоя-ти». Последняя оговорна для тех лет была весьма актуальна, так как в 1492 году исполнилось, по церковной легенде, 7 тыс. лет от стояния мира, и многие ждали, что эта дата совпадает с концом мира. Этого опасался и сам архиепископ. Однако мир устоял, и таблицы пригодились!

■ В 1652 году в городе Швайнфурте возникло «Общество испытателей приро-ды», из которого позже образовалась существующая ныне Германская академия естествоиспытателей (ГДР), иначе называемая «Леополь-диной». В академию входили ученые из разных городов, особенность ее организации состояла в том, что вместе с библиотеной и кабинетом она много раз перемещалась, каждый раз находясь в том городе, в котором в данное время жил ее президент. Лишь в 1879 году постоянным центром «Леопольдины» стал Галле.

■ Петербургская академия в те годы была единственным в мире научным учреждением, где исследовательская работа стала профессией, полиостью обеспечивавшей ученых средствами к существованию.

Рис.

Татьяны

Константиновой

■ Растущий с годами авторитет Парижской академии вызвал во Франции волну возникновения большого числа провинциальных академий, иоторые копировали ее структуру и форму деятельности. К иоицу XVII века таких академий насчитывалось 5, а к 1750 году — 24. Однако рекорд по числу академий, несомненно, принадлежит Италии. Всего в архивных и литературных источниках там зафиксировано существование более тысячи академий. Академия делла Крусна во Флоренции возникла в 1584 году и существует до сих пор.

■ Поскольку материальную основу Лондонского королевского общества составляли взносы его членов, то среди них было немало людей, совершенно далеких от науки, зато щедро поддерживавших его взносами. Что же касается собственно ученых, то они платили взносы крайне нерегулярно. Например, в 1673 году из 146 членов общества только 53 ие числились в должниках. В 1674 году И. Ньютон просил освободить его от понедельных членсиих взносов, и совет пошел навстречу «бедному кембриджскому ученому».

■ Устав Парижской академии запрещал избирать в нее лиц, принадлежащих к иакому-нибудь религиозному ордену, из-за их склонности к абстрактному философствованию и догматизму.