Техника - молодёжи 1976-03, страница 59

Техника - молодёжи 1976-03, страница 59

отложить...»

Рис. Роберта А в о т и и а

нне заслуживает самого серьезного внимания и обстоятельного исследования опытным путем...»

Деньги на испытания были отпущены, Никольский откомандирован на Балтийский завод, и 23 апреля 1913 года состоялись первые испытания двигателя внутреннего сгорания с «кислородным приспособлением системы М. Н. Никольского».

После ряда опробований, когда двигатель проработал без единой поломки в общей сложности 85 ч?сов, авторитетная комиссия нз флотских н заводских специалистов поздравила Никольского и вынесла решение: «Считать предварительные испытания законченными, а результаты их вполне удовлетворительными, доказывающими правильность идеи».

«Особо секретное дело», так теперь стала именоваться вся документация, относящаяся к изобретению Никольского, поступило на окончательное утверждение в последнюю инстанцию — Механический отдел главного управления кораблестроения морского министерства.

«СУЖДЕНИЕ ОБ ЭТОМ ДЕЛЕ

ПАВЕЛ ВЕСЕЛОВ

9 июля 1912 года на стол начальника балтийской бригады подводных лодок контр-адмирала П. Левицкого лег плотный парусиновый конверт с грнфом «весьма секретно». В нем находился рапорт мнчмана М. Никольского об успешном испытании изобретенного им приспособления. Из рапорта явствовало, что такое приспособление дает возможность подводным лодкам пользоваться одним и тем же двигателем для плавания как на поверхности воды, так и в подводном положении, устраняя совершенно надобность в аккумуляторных батареях...

Рапорт сопровождался припиской помощника начальника учебного отряда подводного плавания с настоятельной просьбой рассмотреть предложение в компетентном учреждении «с соблюдением должной тайны, потому что идея мичмана Никольского настолько проста, что ею легко воспользоваться».

Что же предлагал мичман российского императорского флота Михаил Николаевич Никольский?

«Считать опыты неудачными»

Сущность изобретения Никольского заключалась в том, что отработанные газы двигателя подводной лодки охлаждались в холодильнике, затем поступали в резервуар, где смешивались с нужным количеством чистого кислорода, н вновь всасывались в цилиндры двигателя. В своем рапорте мнчман просил разрешить ему установку приборов и их испытание на подводной лодке «Почтовый». Никольский ручался, что «Почтовый» сможет идти под водой в продолжение 20 часов под одним двигателем нли около 10 часов под двумя.

Минуя все служебные инстанции, адмнрал Левнцкнй послал рапорт на заключение академику А. Крылову и менее, чем через неделю, получил ответ маститого корабела: «Предложе-

Лнтология таинственных случаев