Техника - молодёжи 1976-07, страница 53превращения, они принимают облик волков, чтобы укрыться... Но в черепе волка не помещается разум человека. И онн забывают «Сезам, откройся». Навеки остаются волками. На обратном пути из леса Роман, Илья и Виталий слышат сиреиу. В городе бедствие. Горят окрестные леса. Огонь подошел к окраинам. И угрожает детскому санаторию. Павел н Алла, превратив себя в амфибий, неуклюжих, обросших жиром, чтобы не замерзнуть, переправляют детишек через пролив иа ближайший островок. Но один корпус отрезан пламенем. И там Ольга. Надо пробиться туда. Противопожарное тело требуется. Придумывают его для Виталия. Больше некому. 11усть будет кожа как у носорога. Под кожей изоляция. Жир? Нет, лучше воздух. Подкожные легкие. И в них запас кислорода. Можно вообще не дышать ртом. Толстенный, словно подушками обложенный со всех сторон, Виталий кидается в горящий дом. Главное, обещаю, что Ольгу он вынесет на руках. Но не обещаю, что Ольга полюбит его. По литературной традиции полагалось бы. Но 17-летним девушкам нх сверстники кажутся такими детьми. Гелий нравится Ольге гораздо больше. На рассвете, глотая горький дым чадящих головешек, обтекаемые амфибии н огнеупорные толстяки сидят в кабинете председателя горсовета. Их благодарят за помощь. Предлагают работу и квартиры. Городу нужны люди с редкими талантами: огнеупорные, плавающие, как тюлени, выслеживающие по запаху... Лесные пожары, увы, не редкость, и всегда есть что выловить из воды. Но кролики Инфанта жмутся, с отвращением глядят на свои жабры и огнеупорные подушки. — Мы научные работники, у нас особое задание, — говорит Виталий. Павел, всегда готовый прийти на помощь, предлагает приезжать по воскресеньям. — Главное, детей лечить, — напоминает Алла. Смотря где — Ну и как вы решили, стоит овчинка выделки? — спрашивает Борис Борисович. Он сидит в кресле, прищурив глаза, а Гелий расхаживает из угла в угол. Не волнуется, анергия пышет. — Не стоит, — говорит Ольга. — Человек должен быть человеком. — А детишек лечить? — спорнт Алла. А Виталий говорит* — Смотря где. Это главные слова. Из-за них построен Инфант. Среди вас, читателей, среди нас, писателей, есть любители простых решений: «да — нет», «плохо — хорошо». Но обширная природа не укладывается в такие рамкн. И обширное открытие тоже. Можно все это вместить в рассказ? Рассказ по размеру своему тянет к линейности. Взял чужую внешность, чужой ум не получил. Не надо! Вернул малышу здоровье. Надо! Получил дар превращений, сделался зверем и не можешь вернуть человеческий облик. Не надо! Прижми ученых, придумывающих невесть что. «Надо — не надо» укладывается в рассказ. Для «смотря где» нужен целый роман. ППП и пп Страсти бушуют. «Стоит — не стоит». «Надо — не надо». Спор идет и в рабочее время, и в столовой. Юные кролики мыслят пока линейно, каждый видит одну сторону, свой личный опыт. И тут является Фнлнпп с криком: — Чуваки, нас продали! Все обман! Филипп не был сегодня на занятиях, его положили в больницу. Но чувствовал он себя превосходно, синяки н раны исчезли чудодейственно. Фнля скучал в пустой палате. И он сбежал. Побродил по парку, потом с заднего двора забрел в технический корпус. «Что стоишь, малый, помогай тащить!» — крикнули ему. Филя подставил плечо... И постепенно, из разговоров монтажников узнал то, о чем читатель догадался с самого начала. Догадался? Не было никаких превращений, не было поездки в Беломорск, не было стадиона, грабителей, наводнения н пожара. Были проекторы произвольных параметров — ППП. Проекторам давались «вводные»: программа пожара, программа ограбления; параметры изображались на экранах. А кроме того, была еще приставка присутствия — ПП (я, автор, еще не сконструировал ее мысленно, но думаю, что Гелий сможет — он все может, человек с КПД 1200 процентов). И приставка ПП внушала зрителям, что оии присутствуют на экране, принимают участие в событиях. Филипп горевал и возмущался больше всех. Такие героические события вошлн в его жизнь: выпытывали тайну, похищали, заперли, кровь выпускали, на смерть обрекли. На всю жизнь рассказывать! Все мираж. Привиделось, приснилось. Украли геройство у Филиппа. — Вы нас продали! — крикнул он входящему Гелию. И другие накинулись: — Ложь! Аморально! Безнравственно! — А что же вы хотели? — Гелнй с трудом разобрался в мотивах крика. — Хотели, чтобы вас, неопытных, непрактичных, кинули с опасным даром в гущу жнзни? Да вы бы себя загубили и черт знает сколько напортили. — Но зачем обман? — настаивает принципиальная Ольга. — Не получается иначе. Нет искренности в переживаниях. В памяти хранится: «Это опыт, только опыт». Пробовали мы с научными сотрудниками. Подсознательно помнят об опыте. И просыпаются в мниуту напряжения. Все время приходится набирать новичков. Кролики продолжают шумно возмущаться. И тут раздается жалобный голос Ташенькн: — Значит, мы не нужны больше? И все замолкают. Страшнее всего отчисление, прощание с увлекательными опытами Инфанта. — А это от вас зависит, — говорит Гелий. — Полноценными испытателями вы сейчас не можете быть. Но полно работы в технических корпусах. Филя видел их. — И кролики станут ишаками, — подхватывает Филипп, уже улыбаясь. — И это от вас зависит, — повторяет Гелий. — На чем остановитесь. В институте полно научной работы. Учитесь, станете такими же, как мы... — Зубрами, — подсказывает тот же Филипп. Но это уже другая книга о нелинейной фантастике Первая — «Кролики Инфанта», вторая — «Зубры Инфанта». Восемь зубров, восемь отдельных новелл. Характеры известны. А какие темы они выберут, можно представить себе. Я уже сделал прикидку. * * * Ну вот и все. Остается написать ромаи. Начать можно так, например: «Черное море бывает черным только ночью, Красное никогда не бывает красным, а вот Белое действительно оказалось белым. Было оно матовым, цвета чая с молоком, и у горизонта сливалось с таким же матово-молочным небом. И в атом мутном месиве темнели туши островов. Они были похожи иа купающихся медведей, илн быков, или динозавров...» Некоторое время я упражнял воображение. Не хватило на все острова... Я обязательно напишу о нелинейной фантастике... в свое время. Я уже подал заявку на 1985 год. А пока — рассказ о романе. «Диагональные», поддерживайте! 3 «Техника — молодежи> Kt 7 49
|