Техника - молодёжи 1976-09, страница 61

Техника - молодёжи 1976-09, страница 61

берут в плен и тот начинает воевать против соплеменников, они его убивают... Островитяне очень решительного нрава...» А спустя два с половиной века после уничтожения аборигенов испанский поэт Антонио де Виана с горечью вспоминал: они «...были добродетельны, честны и смелы; в них сочетались все лучшие качества человечества: великодушие, ловкость, мужество, атлетическая сила, стойкость души и тела, гордость, благородство, приветливые лица, пытливый ум, пылкий патриотизм, любовь к свободе...»

Действительно, гуанчи всегда сражались до конца. Если они и сдавались, то только ради спасения жизни женщин и детей. Посудите сами, насколько ожесточенной была борьба, если за 8 лет войны на истребление на «Великом острове» армия гуанчей уменьшилась с 14 тысяч до 600 человек. А в своей последней битве большинство гуанчей бросились в пропасть, будучи окруженными превосходящими силами противника, оставив врагу лишь полторы тысячи женщин, стариков и детей. В горах же Тенерифе партизанская война гуанчей длилась до конца 1495 года. Сражались бы гуанчи и дольше, если бы их армию не постигла эпидемия чумы, занесенная испанцами на остров. . В итоге из 20 тысяч гуанчей (по приблизительным подсчетам хронистов), известных ко времени открытия и завоевания островов, большая часть их к XVII веку была истреблена, увезена в рабство и продана на невольничьих рынках Испании и Магриба. Несколько сот или тысяча-другая последних островитян, кстати первыми из завоеванных конкистадорами народов получивших полное испанское гражданство, смешались с испанскими колонистами и утратили свой язык. Численность их была слишком мала, чтобы сохранить в чистоте свой расовый тип, свою самобытную культуру.

Так что прав был Лоуренс Грин, писавший, что к началу XVII века «гуанчи фактически прекратили свое существование: одни были убиты в боях, другие угнаны в рабство. Так исчезла с лица земли, унеся загадку своего возникновения, неолитическая раса, которая в течение почти ста лет смогла оказывать достойное сопротивление вооруженным огнестрельным оружием захватчикам». Но испанцам мало было того, что они уничтожили живых обитателей Канарских островов и ассимилировали их жалкие остатки, они уничтожали их даже мертвых, разрушая и оскверняя захоронения гуанчей с сотнями и тысячами мумий.

Такова жестокая правда о гуан-чах, разделивших печальную участь всех, на кого пал гнев европейских конкистадоров, — она и яганов

Огненной Земли, патагонцев, жителей Тасмании и многих других не названных здесь народов...

Так что же думают ученые о родословной гуанчей?

К сожалению, здесь невозможно даже перечислить все существующие гипотезы о происхождении островитян, начиная от самых фантастических (гуанчи — потомки «пришельцев из космоса») и романтических, видевших в гуанчах потомков пастухов «просвещенной расы атлантов», которым-де удалось спастись, поскольку они со своими стадами находились высоко в горах в миг, когда Атлантида рухнула в пучины океана. Другие пишут, что исчезнувшие гуанчи — остатки древнего кроманьонского населения Европы и Севера Африки, уцелевшие от палеолитических времен, а может быть, потомки каких-то иных «нордических германо-славянских племен», занесенных мощным потоком «северян» в период великого переселения народов? Считают их и реликтом семито-хамитских народов, в древности посещавших Пурпурные острова; наконец, в них усматривают следы и еще более ранних мореходов Средиземноморья — критян, треков-ахейцев, малоазийцев, «народов моря» (этрусков-турша, сардин-цев-шардана, данайцев, филистимлян и других), некогда едва нз захвативших Египет, разгромивших Хеттское царство, частично осевших на территории Палестины и давших начало финикийскому морскому могуществу в Средиземноморье.

И здесь мы подходим к одному любопытному моменту. Дело в том, что древние египтяне изображали воинов «народов моря» (большинство историков и лингвистов считают их по происхождению индоевропейцами) всегда с голубыми глазами и светлыми волосами, что свидетельствует, по мнению ученых, об их «северном происхождении». Известный исследователь сахарских фресок Анри Лот писал: «Можно предположить, что после неудачных походов против Египта воинственные племена критского происхождения (они, по-видимому, пришли из гораздо более дальних мест, быть может, с севера Европы, потому что египтяне изображали их с синими глазами, характерными для народов Севера) двинулись по .направлению к Сахаре, где впоследствии ассимилировались среди своих ливийских союзников».

Впрочем, и среди самих ливийцев издревле встречались племена самого различного происхождения и различного антропологического типа, в том числе и светлопигментирован-ные, говоря языком антропологов, «голубоглазые блондины». Например, еще задолго до появления на

исторической арене знаменитых «народов моря» в древнеегипетских текстах периода Древнего царства (2470—2270 гг. до н. э., когда в Европе появляются первые волны индоевропейцев) сообщается о появлении в Северной Африке, на западных границах Египта, племен голубоглазых и светловолосых кочэвни-ков-ливийцев. В отличие от прежних черноволосых ливийцев--ехенну египтяне стали именовать пришельцев «темеху», что означает «светлые» или даже «рыжие»...

Правда, некоторые скептически настроенные антропологи полагают, что свидетельствам этим следует верить с осторожностью, поскольку все без исключения древние «антропологи» были плохими специалистами, ибо единственным мерилом для оценки внешнего облика народов, с которыми они сталкивались, у них был физический тип своего собственного народа. Египтяне же, как и другие коренные жители Средиземноморья, относились к темно-пигментированным группам, поэтому даже небольшую тенденцию к депигментации (посветлению) они могли сознательно преувеличивать и специально подчеркивать, что лишает их «антропологические сообщения» необходимой убедительности.

Однако гуанчи, «застывшие» на неолитическом этапе развития, были именно голубоглазыми и светловолосыми. Может, стоит в этом случае поверить древнеегипетским текстам и рисункам, их иллюстрирующим, ведь современные антропологи без труда находят в древнеегипетских рисунках и ливийские, и азиатские, и африканские типы. В недавно вышедшей книге «Культура Древнего Египта» И. А. Стучевский в разделе «История и этнография» пишет о знакомстве египтян с соседними народами: «... в этих наблюдениях поражает исключительная точность в передаче внешних признаков различных этнических групп и народностей», будь то хетты, семиты, жители островов Средиземноморья или ливийцы и кушиты (африканцы), — «все они фигурируют в многочисленных изображениях со всеми своими характерными расовыми признаками, с характерной прической и в национальной одежде». Выходит, египтяне могли и не ошибаться, отметив для Северо-Западной Африки этот «нордический» расовый тип, появившийся там еще в III—II тысячелетиях до н. э., а затем пополнившийся и «народами моря». А кто-то из них вполне мог положить начало и гуанчам Канарских островов...

К сожалению, мало в чем могут помочь в выяснении родословной гуанчей и скудные остатки их исчезнувшего языка, отдельные слова из которого были записаны монахами

58