Техника - молодёжи 1976-09, страница 62

Техника - молодёжи 1976-09, страница 62

Бетанкура и другими хронистами. Если одно время лингвисты, отталкиваясь от топонимии Канарских островов (Марзаган на Кенарах и Марзаган в Северной Африке близ Агадира; о. Тенерифе — и побережье Рифа в Марокко, племя кана-риев в берберском Атласе и племя гумеро в горах Сахары и т. п.), принимали язык гуанчей за одно из архаичных наречий древних бербе-ро-ливийцев, то сейчас они пришли к неутешительному выводу. Язык гуанчей не находится в родстве ни с одним из трехсот диалектов берберов. И вообще среди известных сегодняшним лингвистам языков мира найти «родственников» языку гуанчей не удается... Может быть, слишком сказывается недостаток мате-

видуумов со светлыми волосами и глазами. То есть, если использовать антропологическую терминологию, происходит так называемый процесс «изогаметации», или «выщепления рецессивных форм», в результате чего и появляются светлые волосы и голубые глаза. Причину этого некоторые ученые видят в «ограничении круга брачных связей».

Примерами такого рода антропологи называют изолированные группы некогда темнопигментированного населения, ставшего (в результате долгой изоляции и отсутствия смешения с соседями) «голубоглазыми блондинами», — например, нурис-танцев Ирана, таджиков некоторых долин Памира. Это также бу-ришки-вершики (хунза) Кашмира, от-

тате действия отмеченных процессов, а поэтому нет нужды делать их какими-то «изначальными» «голубоглазыми кроманьонцами», ибо никто еще не доказал, что кроманьонцы были блондинами. Ведь по одним черепам, увы, невозможно установить цвет волос исчезнувших кроманьонцев...

Гуанчи могли, по строению черепа оставаясь носителями древнего кроманьоидного антропологического типа, со временем из темнопиг-ментированных превратиться в свет-лопигментированных «блондинов с неясным прошлым», по образному выражению Лоуренса Грина Они же, невесть как попав в глубокой древности на Канарские острова жили практически в полном отрыве

HAJAMAK

taganana

• almaciga

> Е

' SAfcMfitS

rlf4l sitas san andres

obonti

la matanl

puerto de

LA CRU7

san juan de ^irambla

'OSAtn

a victorii

L rABLffiO

juan d&l reparo

palo 61

тама1мп ф

can i .ados dej i 3S.et6ANTEie <

puerto de s a

l-asador nacidi ot iat cafial ■»

j^flgul

jtiina),: ftvffl

p0bis de «во-.»

CAletA

ri.aya ot

M/'R'CAS

.los cristlv-

Знаменитое «драконово дерево» Нанарских островов, которое неиогда обожествляли гуанчи (оно росло и на о. Тенерифе — см. иарту).

['un г л hidalgo

Р

butnavista •slos silos

t&n0 bajo

el tanoue

tfno alto

w^^^o hondo j^^as calejilla? 'uande labia' hioalga ai

f 9 puertito 0»

'escobonal

nia

IS roouts f j

vltjo nutvd

ten

el meoano

el abrigo

las galletas

риалов по их исчезнувшему языку, a может, его «родственники» давно уже исчезли с лица земли? Исчезли еще в древности, не оставив никакого «лингвистического потомства».

Не следует, по моему мнению, забывать и еще об одной возможности (чисто антропологического характера) объяснения «светловолосос-ти» и «голубоглазости» гуанчей. Так, антропологи уже давно заметили одну странную, но закономерную особенность — у изолированных на протяжении долгого времени эндогамных групп (брачные связи внутри группы) нередко наблюдается автоматическое увеличение числа инди-

дельные горские народы Кавказа, лесные ненцы Западной Сибири, риффы-берберы Марокко (горы Атласа) и т. д. Первым это явление, кажется, обнаружил советский биолог и путешественник Николай Иванович Вавилов, столкнувшийся с действием этого фактора во время своих поездок по Афганистану в поисках «прародины» культурных растений Старого Света.

Думается, что гуанчи, по каким-то непонятным причинам забывшие мореходное искусство, как раз и относились к одной из таких эндогамных групп. Они могли стать «блондинами поневоле» именно в резуль-

от всего человечества и Даже полагали, что являются единственными людьми на Земле. Так-то вот со временем гуанчи и стали самой что ни на есть типичной «изолированной популяцией» Канарских островов, подверженной действию отмеченных биологических законов развития, породив целую серию «канарских загадок».

Такую серию, что, как заметил известный канарский исследователь истории и культуры гуанчей Перес Нараньо, «в настоящее время, если составить список неразгаданных тайн мира, то загадка гуанчи, видимо, окажется в нем на первом месте».

59