Техника - молодёжи 1976-10, страница 37

Техника - молодёжи 1976-10, страница 37

подвижных поясов, в которых тектоническая активность отмирает.

Наращивание платформ за счет подвижных поясов происходит не непрерывно и постепенно, а порциями, скачками. И этот процесс подчинен определенной цикличности: после завершения активных тектонических и магматических процессов геосинклиналь преобразуется в складчатую область, стабилизируется и примыкает к соседней платформе. Продолжительность циклов исчисляется примерно в 150—200 млн. лет. В каждом последующем цикле подвижность и тектоническая активность сохраняются уже только на ка-кой-то части территории, которая была подвижной в предшествовавшем цикле. При этом тектоническая жизнь на платформах не замирает совсем, она продолжается, но в ослабленной, вялой форме, и, что очень важно, ритм движений внутри одного тектонического цикла подчиняется одним и тем же закономерностям и в геосинклинали, и на соседних платформах. Этот процесс закономерной цикличности в развитии земной коры континентов никак не укладывается в концепцию «тектоники плит», и не принимается во внимание ее сторонниками. Непонятны с этой точки зрения и закономерные тектонические движения на платформах.

В то же время установлено: те тектонические и магматические явления, которые наблюдаются на поверхности, зависят от состояния не только самой земной коры, но и подстилающих твердую литосферу глубинных слоев внутри мантии — от астеносферы. В местах возбужденных активных тектонических режимов астеносфера имеет большую толщину и расположена ближе к поверхности, чем под областями со спокойными стабильными режимами. И если бы литосфера действительно скользила по астеносфере, то разные области земной коры при таком движении

оказывались бы над разными участками астеносферы. При этом встретиться с закономерной сменой возбужденных и спокойных режимов в земной коре можно было бы только иногда как с некой случайностью. Однако закономерная преемствен* ность в смене разных режимов в земной коре, или уиаследованность, как говорят геологи, — объективная реальность процесса эволюции земной коры. Установление этой направленности и унаследованности в развитии земной коры — одно из достижений теоретической геологии, а сторонники новых концепций считают возможным его не замечать.

Некоторые приверженцы новых идей понимают, однако, что нельзя просто так сбросить со счетов эти геологические закономерности. Пытаясь спасти «тектонику плит» от упреков с этой стороны, они заявляют, что континентальные плиты, конечно же, связаны с большими глубинами и имеют толщину не менее 400 км, то есть поверхность их скольжения расположена где-то уже в нижней мантии, гораздо глубже астеносферы. Для океанических же плит по-преж-нему поверхностью скольжения остается астеносфера, и толщина их не превышает 150—200 км. Но ведь по смыслу любых концепций мобилизма континенты и океаны должны меняться местами. Как осуществить такой «обмен», когда континентальная плита должна «переезжать» на новое место вместе с частью своей нижней мантии, а океаническая, освобождая место, оставляет свою нижнюю мантию? Это остается без объяснений.

Согласно представлениям, развиваемым в любых вариантах концепций новой глобальной тектоники, современное положение контактов-швов между континентальными плитами — явление довольно случайное, а глав

ное, непостоянное. Ведь если плиты двигались и продолжают свое движение относительно друг друга, то сегодняшнее их расположение на земном шаре лишь случайный кадр, который нам дано наблюдать. Поэтому существование каких-либо структурных связей между разными плитами, да еще пересекающих швы между ними, с этой точки зрения явление крайне редкое, и уж во всяком случае, с этих позиций немыслимо увидеть какую-либо эволюцию в развитии таких структур.

Посмотрим, как ведут себя такого рода структуры в реальной геологической обстановке...

Структура земной коры, которая создается в процессе активного развития в течение тектонического цикла, сохраняется, как бы консервируется в тех областях, которые становятся платформами. Полосы разных по составу горных пород, складки в слоях, разрывы в земной коре сохраняют свое положение и с течением времени только перекрываются более молодыми толщами новых осадков, которые скрывают древний фундамент. Но созданная на раннем этапе развития структура коры не исчезает бесследно, и там, где происходит активный процесс ее переработки в последующем тектоническом цикле, она «просвечивает» сквозь новые молодые образования, связанные с новой активностью.

Весьма интересный пример такого «просвечивания» древних структур можно показать в восточной части молодого Средиземноморского подвижного пояса. Как уже было сказано, этот подвижный пояс протягивается широтно, и на участке от Эгейского моря до Ирана можно видеть, что широтно вытянутые складчатые зоны, слагающие этот пояс, разрывы, отделяющие разные блоки земной коры внутри пояса, пересечены почти под прямым углом крупными протяженными поднятиями и прогибами,

Знаменитая схема Э. Булларда, Дж. Эверетта и А. Смита из Кемб-риджсиого университета в Англии. Рассчитанная с помощью ЭВМ. она дает, по мнению авторов, убедительное доназательство того, что нынешние материни неиогда составляли единый ионтинент, а потом расползлись по лицу планеты. На этой схеме видно, иаи точно примыкают друг и другу материии, иаи точно совпадают их границы. Несовпадение береговых линий составляет не более одного градуса. Еще более точным совпадение получается тогда, ногда стыиовиа производится не по береговым линиям, а по ионтуру 900-метровой изобаты шельфа. Участии, где происходит наложение ионтуров. вилючая шельф, поиазаны ирасным цветом, а где образуются зазоры между ноитурами — синим.

По мнению соаетсиого ученого Е. Люстиха, схема Булларда. Эверетта и Смита не может служить доказательством расползания материиоя. Посмотрите, иаи точно можно состыковать материи с самим собой.

3*

Но ведь можно скомпоновать материии и по-другому! И опять совпадение.