Техника - молодёжи 1977-04, страница 48Контуры грядущегоМногие отрасли техники своим бурным развитием обязаны прежде всего космосу. Не будь, к примеру, прямой необходимости множества вычислений, связанных с созданием ракет и спутников, развитие вычислительной техники не оказалось бы столь стремительным. Но, рожденные для решения космических задач, электронные машины проникли и в другие области человеческой деятельности. Много нового внесла космонавтика в физику, биологию, геологию, метеорологию... Академик А. Опарин считает, что эра космических межпланетных путешествий открывает перед биологией новые, необозримые перспективы. Она обещает нам знакомство с жизнью и путями ее развития, отличными от земных. При этом в равной степени важно, встретим ли мы на других небесных телах более высокоразвитые организмы или формы жизни, только начинающие долгий путь восхождения по эволюционной лестнице. Понятен тот интерес, с которым молодые художники-фантасты, участники конкурса «Время — пространство — человек», откликаются на принципиально новый круг проблем и вопросов, поставленных ныне развитием космонавтики. «На планете двойной звезды» — так называется картина Ю. Швеца (с л е в а), переданная в редакцию. Она переносит нас к мирам загадочным и далеким. Еще древние мыслители Эллады пытались представить истинные масштабы вселенной. Фалес Милетский считал, что звезды — это иные миры, а его ученик Анаксимандр утверждал, что число этих миров бесконечно: одни из них рождаются, другие умирают. Так он объяснял и вспыш ки сверхновых. По Анаксимандру, Земля имеет цилиндрическую форму и размером своим не превосходит Солнце. Лишь Пифагор сделал следующий шаг: Земля шарообразна, учил этот выдающийся мыслитель. Ксенофан из Колофона, насмехаясь над человекоподобными богами, отрицал обитаемость Луны. Два тысячелетия спустя появились первые научно-фантастические романы, опровергавшие учение Ксено-фана о Луне. Один из друзей Александра Македонского не уставал говорить величайшему полководцу древности о том, что им завоеван лишь один из многих миров. Много раньше древние арии создали монументальнейший памятник письменности — «Веды». В «Космогоническом гимне» Ригведы словно предугадана бесконечность мира во времени и пространстве, там же впервые, по-видимому, в поэтической форме высказана мысль о нерукотворное™ мира, о непричастности богов к его сотворению, о возникновении и развитии вселенной из «космического яйца». И в этом древнем тезисе нетрудно увидеть 44
|