Техника - молодёжи 1977-09, страница 37

Техника - молодёжи 1977-09, страница 37
ВСТУПАЮЩИМ В НАУКУ

скими аналогиями и с функциональным использованием теории подобия.

Скажем, ряд процессов и явлений, происходящих в физике, механике, электротехнике, термодинамике или в теории систем, можно описать одними и теми же математическими уравнениями. В физике это будут, к примеру, уравнения диффузии, в термодинамике уравнения теплопроводности, в теории систем, содержащих живые элементы, — математическое описание развития популяции и т. д. Для такого комплексного подхода сейчас открываются широчайшие перспективы, так как прежние (весьма трудоемкие) аналитические методы успешно заменяются иными, связанными с использованием аналоговых и цифровых вычислительных машин.

К научной работе, как и вообще ко всякой истинно творческой деятельности, нельзя приступать при отсутствии кровного интереса, при отсутствии запала. Ведь главная награда здесь — неповторимое чувство творческой удовлетворенности, которое испытывает любой работник, когда какая-либо из его теорий или гипотез находит практическое воплощение либо становится новой вехой на пути научного постижения окружающей нас действительности.

Такие «щекочущие душу» понятия, как «непонятый ученый» или «непризнанный художник», являются, в сущности, суррогатами, дающими лишь временное удовлетворение, в отличие от действительно творческой работы ученого или художника.

Я переживал незабываемое ощущение творческой удовлетворенности, когда, например, теории нелинейных и квазигармонических колебаний, которыми я занимался, стали играть важную роль в проблемах надежности машин, или когда были доказаны некоторые выводы из теории технических, экономических и биологических конфигураций, к которым я в начале 60-х годов применил вероятностный подход (прежде всего — теорию случайных процессов советского академика А. Маркова).

Излишне, конечно, пояснять, что чувство творческой удовлетворенности ни в коем случае не должно приводить к самоуспокоенности. Оно, напротив, должно служить импульсом к дальнейшему, еще более интенсивному поиску к развитию самокритичности и требовательности к себе.

А Ответить на вопрос, что может дать людям наука, позволяют решения XXIV и XXV съездов КПСС и XIV и XV съездов КПЧ. Ведь еще ни разу в истории революционного рабочего движения задачам и перспективам развития науки не уделялось столько внимания, как на этих съездах или в связи с ними.

Мы все яснее ощущаем неразрывность развития социализма и науки, о теснейшей связи между которыми упомянул в связи с 250-летием Академии наук СССР товарищ Л. И. Брежнев. Социалистическое государство — это первое в истории человечества государство, управление которым строится на научной основе. Только научное управление развитием общества может избавить человечество от опасности войн, кризисов, стихийных бедствий. Наука может избавить людей от гнета тяжелого физического труда, от недостатка в сырье, энергии и пище. Наука сможет гарантировать сознательному человечеству (после победы коммунизма) такое изобилие, когда каждый будет получать по своим потребностям, когда работа будет радостью, творческой деятельностью, а всесторонне гармоническое развитие каждого индивидуума станет очевидностью.

Уже сейчас наука все больше «материализуется», то есть становится непосредственной производительной силой, как в свое время пророчески предсказал Карл Маркс. В социалистическом и коммунистическом обществе есть возможность на основе комплексного научного прогноза оптимальным образом определять главные направления развития науки, пропорционально развивая отдельные ее области.

Отдельно взятый человек всегда будет несколько субъективен, оценивая перспективность того или другого направления развития науки. Однако его оценка имеет известную ценность, определяемую личным опытом, следованием национальным и иным традициям... Эти оговорки я делаю для того, чтобы заявить, что, по моему мнению, одна из наиболее перспективных областей развития науки в ЧССР — это прикладная математика и механика. Они являются таковыми хотя бы потому, что служат основой в главной и традиционной отрасли нашей промышленности — в машиностроении, значение которого было подчеркнуто на недавнем Пленуме КПЧ.

Заглядывая в ближайшее будущее, я вижу перед собой кибернетиче

ские системы, полностью автоматизированные (управляемые электроникой) производственные и технологические процессы, целые заводы, где «директорами» работают компьютеры и т. д.

Таким образом, главная польза для человечества от науки видится мне именно в научном управлении производством материальных ценностей. С этой точки зрения нам и нужно определять стратегические направления основных научных исследований.

3 Ответ на этот вопрос возвращает меня к началу моей научной деятельности, когда я после краткой преподавательской работы перешел, уже в роли математика, на наши крупнейшие машиностроительные заводы «Шкода» в Пльзене. Организация этого исследовательского центра была тогда связана со стремлением поддержать свой престиж, с пониманием того, что продукция предприятий «Шкоды» не может быть на мировом уровне без глубоких и всесторонних научных исследований.

Буквально каждый день нам приходилось решать здесь, такие задачи, как нормализация размеров машинных конструкций, заниматься проблемами упругости, прочности, вибрации, термо- и гидродинамики. Все это стало для нас суровой, но и очень полезной школой: как связывать серьезные научные исследования с производственной практикой. Уроки этой школы мы с удовольствием вспоминаем и поныне.

Сегодня многие молодые люди, едва окончив вуз, начинают заниматься «чисто научными» исследованиями. Я хотел бы призвать их к возможно более тесному сотрудничеству с отраслевыми институтами и центрами, чтобы они всегда помнили о нуждах производственной практики. Это для них столь же важно, сколь необходимо для молодых работников с научными склонностями, занятых на производстве, следить за научно-техническим прогрессом в своей области, изучать марксизм-ленинизм и расширять свои теоретические познания. На XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев сформулировал эту двуединую задачу в нескольких словах, напомнив, что нет ничего практичнее хорошей теории.

Многие из традиционных требований к будущим научным работникам (трудолюбие чувство ответственно

3*

35