Техника - молодёжи 1978-07, страница 32

Техника - молодёжи 1978-07, страница 32

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МАРИНА КУЗНЕЦОВА -

Немногим больше двух десятилетий прошло со дня запуска в Советском Союзе первого в мире искусственного спутника Земли, а успехи в освоении и использовании космического пространства столь велики, столь огромно влияние космонавтики на различные области наукн и техники, что этнм вопросам посвящено множество специальных исследований и литературы. Главное же достижение космонавтики, пожалуй, в том, что она, как никакая другая область деятельности, объединяет людей Земли. Долгие годы космическими исследованиями занимались только две ведущие державы — Советский Союз и Соединенные Штаты Америки.

В последние годы исследование и освоение космоса все более становится международным. Растет число государств, которые могут запускать спутники с помощью собственных ракет-носителей, но еще быстрее растет стремление различных стран объединить свои усилия и средства для совместного изучения и использования космического пространства. Причины этого прежде всего экономические и научно-технические. Но есть и еще одна, очень важная причина — глобальный характер и необходимость комплексного подхода к исследованиям в масштабах всего земного шара. Сотрудничество в космических исследованиях, безусловно, способствует улучшению межгосударственных отношений. Всем нам памятен июль 1975 года, ровно три года назад, когда пример сотрудничества продемонстрировали две ведущие космические державы — СССР и США. Изготовленные в этих странах космические корабли «Союз» и «Аполлон», состыковавшись, образовали первую международную лабораторию на орбите, а их экипажи — два советских космонавта и три американских астронавта — в течение двух суток проводили совместные научные эксперименты.

Ярким примером международного сотрудничества является многосторонняя космическая программа социалистических стран «Интеркосмос», в которой участвуют Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Советский Союз и Чехословакия. Советский Союз предложил странам социалистического содружества безвозмездно ис

пользовать ракетно-космическую технику для проведения как национальных исследований в космосе, так и для совместных программ. В отличие от ESRO, где создан общий финансовый фонд, каждая страна — участница «Интеркоомо-са» осуществляет затраты на научные приборы и аппаратуру, которые она создает, без взаиморасчетов.

За время реализации этой про граммы было запущено 17 спутников серии «Интеркосмос». Почти на всех спутниках этой серии и на других советских космических аппаратах были установлены приборы, созданные учеными Чехословакии; много интересных приборов разработали специалисты Польши. В Германской Демократической Республике был изготовлен многозональный космический фотоаппарат, прошедший испытания при полете «Союза-22» и установленный на борту орбитальной станции «Са-лют-6».

В 1976 году программа «Интеркосмос» получила дальнейшее развитие. Советский Союз предложил в состав экипажей советских космических кораблей включать пред ставителей братских стран. Так в декабре 1976 года впервые в истории в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина начали тренировки и подготовку к поле там космонавты из Чехословакии, Польши и ГДР. Впервые к работе в космосе готовились в составе одного экипажа космонавты разных стран.

16 марта 1978 года на Землю возвратился основной экипаж стан ции «Салют-6»: Юрий Романенко и Георгий Гречко. 96 суток провели космонавты на орбите — так долго еще никто в космосе не был. Этот рекордный по продолжитель ности полет был рекордным и по насыщенности программы исследований и экспериментов, проведенных на орбите. Мы уже привыкли к сложным космическим полетам, многое было сделано за двадцать лет. И тем весомее звучало слово ♦ впервые», часто повторявшееся во время этого полета. Вспомним основные его этапы.

29 сентября 1977 года на орбиту была выведена советская орбитальная научная станция «Салют-6». Почти два с половиной месяца станция работала в автоматическом режиме.

10 декабря стартовал, а 11 декабря произвел стыковку со станцией космический корабль «Союз-26», на нем прибыли на станцию Романенко и Гречко. Работа на станции началась с ее расконсервации. Дело в том, что при полете станции в автоматическом режиме часть систем н аппаратуры, работа которых связана с пребыванием на борту космонавтов, отключена. Работают только основные служебные системы: радиотелеметрическая, ориентации и управления движением, терморегулирования и некоторые научные приборы, включение которых и запись показаний производятся автоматически.

20 декабря космонавты вышли в открытый космос для осмотра второго стыковочного узла и элементов конструкции станции в районе узла, расположенного со стороны переходного отсека: хозяева станции готовили ее к приему гостей.

Для выхода в космос впервые был использован скафандр новой конструкции.

Каждый день работы космонавтов на станции, начинавшийся обычно в 8 часов утра по московскому времени, был насыщен до предела. Они проводили медицинские и биологические эксперименты, наблюдения земной поверхности и акватории Мирового океана, контролировали работу систем станции, вели записи в бортовой документации, готовили научную аппаратуру к работе и делали массу других дел, на которые в космосе, как правило, затрачивается больше времени и сил, чем на Земле.

Новый, 1978 год космонавты встретили на орбите, а 11 января гостеприимно распахнулись люки станции: для проведения совместных работ прибыл экипаж космического корабля «Союз-27» — Владимир Джанибеков и Олег Макаров. Впервые к орбитальной станции были пристыкованы два корабля, а на борту станции работали два экипажа.

После выполнения программы совместных исследований 16 января Джанибеков и Макаров, оставив хозяевам свой «новенький» корабль, на «Союзе-26» возвратились на Землю. Во время их пребывания на станции был проведен совместный советско-французский биологический эксперимент «Цитос», технический эксперимент по ориентации

30