Техника - молодёжи 1978-11, страница 27

Техника - молодёжи 1978-11, страница 27

слово «мама», наделяя конкретным глубоким смыслом условное, всегда весьма смелое изображение человека.

В древности считалось, что давать имя или образ чему бы то ии было в мире — свидетельство власти. Такой властью дети обладают Под рукой ребенка любая щепка может стать куклой, а авторучка — ракетой. Так было всегда. Но в середине XX века в детское сознание стали прочно проникать понятия о чем-то никогда ие встречавшемся в непосредственной действительности. Дети природы стали детьми культуры. Все больше знаний усваивается ими, если выражаться языком психологов, через вторую сигнальную систему. Понятно, почему десятилетний мальчик может нарисовать небо, усыпанное пятиконечными звездами: об иных звездах он и не знает, но с помощью усвоенного слова «звезда» легко подчиняет себе реальность. Изображенные нм же в виде кружков луниые кратеры — это выявления главного признака кратера, его округлости, это проявление знания о том, что невозможно увндеть в обычной жизни. Маленькие художники говорят лишь о самом, по нх мнению, важном; относясь ко всему прочему с мудрой не

брежностью. В летящей ракете, конечно же, есть телескоп — и он свободно высовывается сквозь прозрачную обшивку носового отсека, есть в ней и дверь, и потому она должна быть открыта настежь — прямо в просторы космоса (Сережа Нерт^н, 10 лет, «Ракета», см. рис. на 26-й стр. внизу). Мир необычен, поэтому в нем «все может быть». Лишь сказка, чу до, фантастика являются его точным, художественно верным воспроизведением. Исследователь детской психологии Жан Пиаже выявил свойственное детям отношение к действительности как к «низшей реальности», обязанной покорно подчиняться абстрактно-теоретическим представлениям детей о мире. Реально для них лишь то, что «должно быть», и себя они чувствуют не безучастными свидетелями происходящего, а преобразователями действительности.

Жнзнь детей и их творчество протекают в особом мире без времени, в мире, где отсутствует прошлое, а настоящее сливается с будущим. Будущее — вот мир, в котором обитает детская душа! С помощью мечты о нем ребенок приспосабливается к жизни, познает ее настоящее лицо Развитие детского творчества идет

от сказки к «научной» фантазии. «Тридевятое царство» становится неведомой «планетой X», ракета — волшебным существом, «оседлав» которое можно «верхом» ринуться в исбо (Игорь Вашкевич, 10 лет, «Полет») Богатыри-космонавты с лазерами в руках борются против невиданных космических чудищ (Витя Черненко, 12 лет, «Схватка»). Но иногда бывает и так, что, мечтая о будущем, юный автор предлагает проект строи тельства из астероидов новой, плоской планеты •— в полном соответствии с древними представлениями о

ВРЕМЯ

ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕК