Техника - молодёжи 1979-07, страница 23

Техника - молодёжи 1979-07, страница 23

НАШИ ДИСКУССИИ

другими веществами? Какие ограничения на добычу и потребление нефти накладывает угроза экологического кризиса? Каким способам поисков ее, добычи, переработки, транспортировки и потребления следует отдавать предпочтение? Какие задачи нефтяная проблема ставит перед наукой и техникой?

Учитывая, что все эти вопросы представляют для многих .наших читателей, особенно для тех молодых рабочих, инженеров и техников, ученых, которые уже связали или готовятся связать свою жизнь с обеспечением страны «черным золотом», огромный интерес, редакция решила вновь предоставить страницы нескольких номеров журнала для обсуждения вышеназванных вопросов Впервые такая дискуссия была развернута в журнале в 1961 году и освещала два прямо противоположных взгляда на происхождение нефти. Гипотезы органического и минерального (неорганического) происхождения нефти, исходные положения которых были подробно развиты М. В. Ломоносовым и Д. И. Менделеевым, постоянно обновляясь и совершенствуясь, к нашему времени достигли глубины, соответствующей современному уровню геологической и геохимической науки. Их развитие проходило в бескомпромиссной борьбе, которая, хотя и не привлекала большого внимания широкой общественности, принимала зачастую не менее острые формы, чем дискуссии по проблемам генетики, кибернетики, языкознания.

В развитии науки о происхождении нефти нашли отражение общие закономерности познания, включая борьбу нового со старым, диалектики с метафизикой, космизма с геоцентризмом, голой эмпирики с глубоким теоретизированием, казалось бы завершенных научных построений с новыми, опровергающими их фактами. Сегодня органическая гипотеза происхождения нефти рассматривается большинством ученых как завершенная теория, но и этим она во многом обязана критике со стороны ее противников. Точно так же защитники неорганической гипотезы до сих пор не сложили оружия потому, что практика нефтедобычи дает им в руки веские аргументы гораздо чаще, чем это можно объяснить случайностями. Сейчас, когда геология получила в свое распоряжение новый арсенал научно-технических средств, включая сверхглубокое бурение и возможность вести исследования из космоса, проблема происхождения нефти должна получить еще более глубокое решение, чтобы стать надежным руководством для практики. Редакция надеется, что в широкое обсуждение проблем нефти значительный вклад внесет наша молодежь

много ли

«ЧЕРНОГО ЗОЛОТА»?

МАРАТ МОДЕЛЕВСКИЙ, доктор геолого-минералогических наук

«Энергетический кризис», 4 Нефтяной кризис» — эти слова замелькали на первых полосах зарубежных газет в конце 1973 года. Резкое увеличение цен на нефть, а затем на нефтепродукты, острая нехватка топлива во многих странах, искусственно раздутая монополиями в погоне за прибылями, — все это внешние симптомы сложного явления, прозаически именующегося «ограниченностью невозобновляе-мых источников энергии» и до недавнего времени интересовавшего лишь специалистов. И хотя теперь сенсационная шумиха сменилась серьезными обсуждениями проблемы на самых различных уровнях, ограниченность энергоресурсов продолжает оставаться одним из определяющих факторов международной жизни.

Сколько лет в веке?

Потребление, расходование энергии — непременное условие жизни, условие развития всего живого. Без непрерывно увеличивающегося потребления энергии невозможен не только технический прогресс, но и вообще развитие человеческого общества. В течение длительного времени основным источником энергии были дрова. В начале XX века роль ведущего топлива перешла к каменному углю. Это было связано с интенсивным развитием железнодорожного транспорта и паровых машин. Но в связи с бурным развитием двигателей внутреннего сгорания началось интенсивное использование гораздо более эффективного горючего: бензина, керосина, мазута и других нефтепродуктов. В середине 70-х годов на долю нефти приходилось уже свыше 40% общего потребления энергии, а во многих индустриально развитых странах — свыше 75%.

Но как сократился «век»! «Век дров» длился многие столетия. Уголь вытеснил дрова из основных сфер энергопотребления за 60 лет. Еще через 60 лет он уступил место нефти и газу, «век» которых, по-видимому, также не превысит существенно эту цифру. Атомная

энергетика завоевывает все более прочные позиции, и ее доля в мировом энергобалансе к концу столетия может превысить современный уровень в несколько раз. Уже сегодня атомные электростанции в ряде случаев успешно ^конкурируют с электростанциями на мазуте и угле. Ведутся исследования по энергетическому использованию плутония и тория. На горизонте появился новый серьезный потенциальный энергоноситель — водород, а в несколько отдаленном будущем решающую роль станет играть термоядерная энергия.

Но все это в будущем. А сегодня основная роль в обеспечении человечества энергией принадлежит нефти, и до конца ^ынешнего столетия положение вря^ ли изменится кардинальным образом. По имеющимся прогнозам, в 2000 году нефть все еще будет обеспечивать не менее 40—45% мировой потребности в энергии.

Поэтому вопрос «сколько в мире нефти?» — один из еаМых важных, самых волнующих. От правильного ответа на него зависит ответ на второй вопрос: «Сколько времени имеет человечество в запасе для того, чтобы перейти на другие источники энергии?»

Сегодня, когда шум вокруг «энергетического кризиса» поутих и сенсационные заявления понемногу сменяются объективными расчетами, можно сказать, что нет никаких оснований для паники, для опасения неизбежной в ближайшие годы катастрофы, неизбежного скорого нефтяного голода. Но, с другой стороны, очевидно также, что нет никаких оснований и для бездумного расточительства нефти.

Верить ли экспертам?

Много нефти или мало? Каковы могут быть конкретные цифры мировых ресурсов нефти? Ответ на эти вопросы весьма непрост. Любопытный в этом отношении результат дал опрос мнений ряда крупных экспертов из различных стран, проведенный в начале 1977 года французским институтом нефти. Результаты этого опроса были доложены на состоявшейся в сентябре этого же года 10-й Мировой энергетической конференции в Стамбуле. Оказалось, что оценки того максимального количества нефти, которое еще может быть получено во всем мире (без СССР и других социалистических стран), варьируют от 146 до 435 млрд. т. Почему такая большая разница?

Вообще-то ни у кого из специалистов, занимающихся вопросами оценки ресурсов нефти, не возни

21

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Журнал связаный с техникой

Близкие к этой страницы