Техника - молодёжи 1979-08, страница 11были до боли неудачными, беспомощными. Но с каждым годом в Геннадии крепнул и разгорался дух творчества, дар подлинной жизни. Знал ли он историю о русском иконописце, который был лишен рук, но непостижимым образом, одними только губами удерживая кисть, продолжал творить?.. Окно в сад и веранда, на которую его изредка выносили, телевизор, радиоприемник у изголовья, стопки книг, грампластинок и свежих журналов, среди которых непременно виднелись обложки «Техники — молодежи», — вот его единственные двери в мрр. Интерес именно к этому журналу был неудивителен, ведь современной науке и технике Геннадий был обязан тем, что окружающая жизнь стала постепенно проникать к нему через барьер отъединенности. Но главной и поистине всепоглощающей страстью оставалось искусство, творчество. В 1958 году Голобоков Начинает участвовать во всесоюзных выставках самодеятельных художников, заканчивает живописное отделение Заочного народного университета искусств в Москве, в 1967 году становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Никто из жюри не знал про его недуг: на этом настаивал сам художник. Он не хотел скидок себе, и поэтому ему покорялась одна твердыня творчества за другой. Но какой ценой достигались эти победы! Каждодневное, неимоверное напряжение всех сил: специально разработанная Геннадием гимнастика, несколько часов живописи, чтение, беседы с вереницами людей, приходивших посмотреть на его новую картину, а то и просто в глаза необыкновенного человека, споры об искусстве, о смысле жизни и никогда — никаких просьб. А после всего, уже далеко за полночь, работа над очередным стихотворением. О нем уже давно писали и местные и центральные газеты, к нему приходили знакомые и незнакомые люди, чтобы взглянуть на главное произведение Геннадия — на ёГо жизнь. Она казалась почти фанта стичной, поэтому никто не удивился его увлечению в начале 70-х годов научно-фантастической живописью. В 1972 году в Балакове с огромным успехом прошла первая персональная выставка Голобокова. В 1973 году он принял участие в Международной выставке научно-фантастической живописи в Баку «Космос завтрашнего дня». Жюри под председательством художника и космонавта А. А. Леонова присудило ему диплом I степени. Потом участие в конкурсах журнала «Техника — молодежи»: «Мир завтрашнего дня», «Мир 2000 года», «Сибирь завтра», «Время — Пространство — Человек». Вновь первые премии, восторженные отзывы посетителей выставок. Причина того — удивительная жизненная сила и цельность нравственно-эстетической позиции автора, главная тема творчества которого — психология людей будущего. Пожалуй, именно за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления «психологической фантастики» в научно-фантастической живописи. Работы его побывали более чем в 20 городах СССР, в столицах всех социалистических стран, в Лиссабоне, Вьентьяне, на Мадагаскаре. Две из них хранятся в американском космическом центре в Хьюстоне. Его друзьями стали многие советские космонавты, ученые, художники, писатели, журналисты. Он получал письма от сотей незнакомых людей. Все это значило, что мужественный талант человека оказался несломленным, помогал ему и другим жить и побеждать. Но май 1978 года оказался'для Геннадия последним. Этому не хотелось верить: так прочно его образ запечатлелся в памяти множества людей, так крепко вошел в жизнь. Дом Голобокова опустел. Мы входим в его комнату — все осталось почти как прежде, но к последнему загрунтованному холсту так и не прикоснулась его. кисть. А рядом, в соседних комнатах, около 200 законченных работ, которые он успел написать, скованный болезнью в течение 26 лет. И еще сотни рисунков и набросков, архив художника и поэта, личные вещи, книги. Все это должно быть сохранено! Поддерживая инициативу «Техники — молодежи» (см. статью В. Дмитриева «Пожизненное мужество таланта», 1978, N° 10), общественность городов Саратова и Балакова приняла решение просить Саратовскую областную художественную галерею имени А. Н. Радищева расширить свой Балаковский филиал» включив в него мемориальную экспозицию дома Голобокова, посвященную жизни и творчеству художника. Редакция «Техники — молодежи» уже передала в фонд этой экспозиции 30 картин, побывавших во многих странах мира, письма Геннадия, фотографии и другие материалы. Несмотря на предстоящие немалые трудности, начатое благородное дело должно быть доведено до конца. Оно единодушно поддерживается многочисленными друзьями художника, читателями нашего журнала, всеми, кто знает цену настоящему мужеству и подлинному таланту. Сохранить живую память о Геннадии Голобокове — наш общий долг. Его жизнь не прервалась, не отошла в прошлое, она осталась в нашем общем Будущем, к которому он неустанно стремился и посланником которого жил на Земле. ВАЛЕРИЙ АЛЯБЬЕВ |