Техника - молодёжи 1979-08, страница 32

Техника - молодёжи 1979-08, страница 32

АЛЕКСАНДР ДУРНЕВ, инженер

НАСЛЕДНИКИ

Случилось это 2& апреля 1905 года у бухты Преображения, что находится в 70 милях от Владивостока. Сигнапыцики двух японских миноносцев, рыскавших у русского побережья, заметили небольшой одиночный корабль — верная добыча! Оба миноносца круто повернули, выходя в атаку. Но встреченное судно, не думая отступать, сначала легло на контркурс, а потом внезапно погрузилось, оставив на по верхности лишь тонкий пенный след. Подводная лодка! И японцы, немедленно дав полный ход, броси лись на юг, подальше от опасного района. Так маленькая субмарина «Сом» одним только фактом своего присутствия заставила ретироваться превосходящего противника.

Спустя десять лет подводные лодки еще раз громко напомнили о себе. 22 сентября 1914 года 250-тон ная" германская лодка У-9 за час уничтожила сразу три английских тяжелых крейсера общим водоизмещением более 36 тыс. т! Британские адмиралы, еще недавно гордившиеся крупнейшим в мире флотом, внезапно ощутили себя бессильными: новому противнику противопоставить было нечего, И немецкие подводники поспешили воспользоваться своим превосходством, потопив в 1915—1916 годах суда союзников общей вместимостью 11 млн. т — в 22 раза больше, чем крейсеры и рейдеры, коим «по штату» положено заниматься этим делом.

Кроме того, «корсары глубин» записали на свой счет 156 боевых кораблей, в том числе 10 линкоров и 20 крейсеров. Весьма успешно действовали и подводники стран Антанты. В общем, морякам-надводникам пришлось срочно пересмотреть, казалось бы, незыблемые нормы военно морской стратегии. Ви новинками того были маленькие корабли, еще в начале 1914 года считавшиеся оружием слабейшего. Чем же объяснить эту метаморфозу?

«Черепаха», «барсы» и атомохор

Припомним краткие основные этапы истории подводного плавания Немногие знают, что одним из первых над проектом субмарины работали Леонардо да Винчи и военный техник Роберто Вальтурно. Но если чертежи последнего пережили века, то о работах Леонардо этого не скажешь. Предвидя ужасные перспективы превращения подводного судна в оружие, великий

ученый уничтожил свои разработки, надеясь тем самым предотвратить грядущее бедствие. Но один человек не^ может остановить прогресс техники, который определяется объективными законами общественного развития. Создание подводной лодки как принципиально нового средства войны на море было такой Же неизбежностью, как появление артиллерии или парохода. В определенный период изменение методов ведения боевых операций неизбежно порождает новое оружие, которое, в свою очередь, непосредственно влияет на тактику и стратегию. Не случайно же первая подлодка, созданная голландцем К. ван Дреббелем в 1620 году, появилась в разгар промышленной революции. И первая боевая субмарина, спроектированная солом-бальским плотником Е. Никоно-вым, была построена в 1724 году, в годы грандиозных преобразований Петра Великого.

С тех пор интервалы между этапными свершениями в подводном плавании становятся все короче. В 1776 году подводная лодка «Черепаха» американского механика Бушнелла впервые атаковала надводный корабль, а спустя четверть века знаменитый Р. Фултон успешно испытал свой «Наутилус», название которого и позаимствовал для своего романа Ж. Верн. В 1834 году русский инженер генерал К. Шиль-дер Создал субмарину, вооруженную шестовой миной, пороховыми ракетами. XIX век вообще был временем становления подводного плавания: уже к началу русско-японской войны в конструкции подводных лодок появились все элементы, обязательные и для современных субмарин — электромоторы. дизель-генераторы, пр.рископ, водонепроницаемые переборки, горизонтальные рули и т. п.

Немалый вклад в развитие подводного плавания внесли отечественные ученые и судостроители. Именно в России впервые были созданы чодки, строившиеся массовой серией (С. Джевецким), субмарины с дизель-электрической силовой установкой (И. Бубновым), подводный минный заградитель (М. Нале-товым). Весьма удачные подлодки типа «Барс» прославились в сражениях первой мировой войны, а одна из них, «Пантера», отправив 31 августа 1919 года на дно английский эсминец «Витториа», открыла боевой счет советских подводников. Почти два десятилетия «барсы» охраняли морские рубежи нашей

страны, пока на смену им не пришли новые, более совершенные корабли.

К началу Великой Отечественной в составе нашего флота числилось 216 подводных лодок — больше, чем располагала любая другая морская держава. За этой цифрой — долгий, напряженный труд Б. Малинина, М. Рудницкого, Н. Алексеева, П. Сердюка и многих других конструкторов, инженеров, техников, рабочих. Именно они создали подводный флот, в котором сочетались мощные крейсерские «К», «П» и «Д», средние лодки типа «Щ» и «С», заградители «Л» и малые лодки «М».

Одновременно у нас велась большая исследовательская работа над сверхмалыми субмаринами «Пигмей», АПСС, «Москита», на Каспии испытывалась М-401 с единым двигателем для подводного и надводного хода, близились к завершению проекты океанской и транспортно-десантной лодок.

И подводники полностью выполнили свой долг перед Родиной, уничтожив до 200 судов противника общей вместимостью в полмиллиона тонн. Высокой была и награда — 18 командиров-подводников получили звание Героя Советского Союза» 39 субмарин были награждены орденами или стали гвардейскими.

Нынешние подводники верны традициям — за послевоенный период 20 подводников были удостоены Золотых Звезд Героя.

Подводные лодки второй раз подтвердили свою репутацию: в 1939 — 1945 годах на их долю пришлось 65% всех уничтоженных транспортов. И вновь стратегам пришлось пересматривать взгляды на роль субмарин, признав их решающей силой. Даже з справочниках «оружие слабейшего» вышло на главное место, потеснив линкоры и тяжелые крейсеры.

В поисках идеала

Однако и самые лучшие лодки минувшей войны скорее были не подводными, а «ныряющими». В родной стихии они оставались сравнительно недолго, регулярно всплывая для зарядки истощившихся аккумуляторных батарей от дизель-генератора, нуждающегося в свежем воздухе. Но на поверхности лодка лишалась главного качества — скрытности — и словно начинала с противником одностороннюю партию в поддавки.

Поэтому моряки просили кон

30