Техника - молодёжи 1979-09, страница 40

Техника - молодёжи 1979-09, страница 40

ных масс от мест их вклинивания в литосферу. Картина напоминает медленное кипение молока в кастрюле: поднимающиеся от дна струи барабанят снизу в пленочку пенки, колебля и наращивая ее, растекаясь по сторонам под пенкой. Но некоторые наиболее сильные струи, бьющие ключом, размывают и разрывают местами сплошной покров пенки на куски, растаскивая их по сторонам.

Так же и некоторые наиболее сильные «ключи», бьющие из «бездонной» мантии в «пленку» литосферы снизу, местами пробивают ее, утончают и растаскивают плитами по сторонам, расширяя грандиозные межплитовые щели — геодинамические пояса, в которых интенсивно пробивается наружу мантийная энергетическая жизнь Зол! ли: прорывается бурное «дыхание» мантии в виде извержений магматических, газовых или грязевых вулканов, контрастных перемещений глыб коры по разломам, частых землетрясений, излияний перегретых рудоносных растворов и, наконец, сверхсжатых нефтегазовых флюидов.

«Узор» гео динамических поясов на лике Земли, в теле литосферы прослежен через континенты и океаны и выявлен как цельная замкнутая мировая система лишь за последние 15 лет международными ассоциациями геологов и геофизиков (см. статьи В. Хаина «Материки движутся по лику Земли», «ТМ», № 10, 1976 год, и Е. Артюшкова «Земля — подобие тепловой машины», «ТМ», № 1977 год).

Нами за последние 18 лет собран огромный материал о геологических условиях проявления АВПД более чем в 160 районах глубокого бурения по всему миру и составлен «Геологический кадастр АВПД мира».

Оказалось, что нефтегазоносные и парогидротермальные районы с широким распространением АВПД в их недрах закономерно «вписыва

ются» в мировую систему геодинамических поясов (рис. 1). Выяснилось, что внутри этих поясов сверхдавления тесно сопряжены с вулканической и сейсмической деятельностью, с активными «живыми» разломами, со всеми геодинамическими процессами возбужденного «дыхания» мантии под утонченной литосферой. Ясно, что сами джинны АВПД, пышущие магматическим жаром и рвущиеся на волю из глубоких скважин, являются «сгустками» мантийной флюи до-энергии, которые «застряли» в толщах осадочного нефтегазоносного чехла — толстого «пластыря», залепляющего щели газогеодинамиче-ских поясов Земли.

Механизм «дыхания» мантии и «вдувания» ею джиннов АВПД в осадочный чехол сквозь кристаллическую литосферу хорошо виден на примере нефтегазоносных авла-когенов — щелевидных протяженных впадин в теле литосферы, заполненных осадочными толщами (рис. 2). Примером авлакогенов могут быть Днепровско-Донецкая впадина на Русской платформе и впадина Делавер-Вэл Верде на Северо-Американской платформе. Эти впадины тянутся на 600—800 км при наибольшей глубине их кристаллического ЛОЖ£ до 12—18 км. Они относятся к немногиус пока впадинам мира, массово разбуриваемым на большие глубины вплоть до их кристаллического ложа или фундамента.

Формирование щели авлакогена путем неравномерного опускания его ложа по бортовым и срединным разломам в кристаллической гра-нитно-метаморфической коре литосферы происходит вследствие развития геодинамических событий в его коромантийной подоплеке.

Подтоки вещества и энергии из нижней мантии в астеносферу стимулируют рост колоссального мантийного диапира — очага плавления и дегазации вещества мантии, который вдавливается снизу в жест-

Глобальные геодинамические пояса (1) и распределение нефтегазоносных и парогидротермальных провинций со сверхвысокими пластовыми давлениями в недрах (II).

кий цоколь литосферы; цоколь подвергается расклиниванию, проплав-лению, утонению и разламыванию над диапиром. Продукты дегазации диапира пронизывают утоненный и раздробленный цоколь, скапливаются под подошвой гранитно-метамор-фической коры и образуют здесь «подушку» плавления и разбухания масс, которая, в свою очередь, проплавляет, утрняет, растягивает и разламывает кору, вдаваясь в нее снизу и вызывая опускание ложа авлакогена сверху вследствие про-валивания блоков растягиваемой коры при расширении щели авлакогена.

По мере углубления и расширения щель авлакогена заполняется толстым «тампоном» осадочного чехла, в составе которого перемежаются флюидоемкие толщи-резервуары и флюидоупорные толщи-по-крышки или экраны, сложенные обычно глинами или солями. Именно толщи-покрышки удерживают в недрах сверхсжатые и перегретые продукты дегазации мантии, которые периодически прорываются из под коровой «подушки» сквозь растягиваемую и разламываемую перемычку кристаллической коры в нижние закрытые этажи осадочного чехла авлакогена, где и происходит пляска сверхдавлений.

Так мантийный диапир порождает авлакоген и «вдувает» в его недра джиннов АВПД.

Предвидение

Менделеева

подтверждается

Весь этот стройный газогеодина-мический механизм действует пуль-сационно, то бурно оживляясь, то замирая на длительный срок, примерно так, как действуют вулканы. На протяжении новейшей геологической истории, за последние 60— 70 млн. лет, сильные вспышки газо-геодинамической деятельности не раз происходили в различных авла-когенах и других нефтегазоносных впадинах геодинамических поясов Земли.

Большие глубины осадочного чехла во впадинах геодинамических поясов бедны жидкой нефтью, но богаты сжатыми углеводородными газами — метаном и конденсатом в сочетании с сероводородом и углекислым газом. Эти газовые смеси являются продуктами дега-

37