Техника - молодёжи 1979-12, страница 32

Техника - молодёжи 1979-12, страница 32

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛОВ,

наш спец> корр.

РУКОТВОРНОЕ ЧУДО

В окрестностях Алма-Аты вовсю расцветился май, когда мне посчастливилось первый раз выйти на лед знаменитого высокогорного катка. Надев коньки и сняв рубашку, я медленно проехал один круг, наслаждаясь палящим южным солнцем, синью неба, белоснежьем горных вершин, свежей зеленью распушившихся берез, величавостью тянь-шаньских елей, бело-розовым кипением цветущих по склонам гор яблонь и абрикосов. Да и сам голубоватый лед будто расцвел: костюмы на катающихся подходили скорее для пляжного, чем конькобежного, сезона. Медео представал во всей своей красоте, неожиданной и удивительной.

И как-то само собой всплыло в памяти послевоенное детство: с помощью веревочек и палочек прикрученные к подшитым валенкам видавшие виды «снегурочкипервый лед на реке, ставший за одну ночь и с раннего утра опробованный на крепость увесистыми булыжниками, которые мальчишки набросали с берега, лед прозрачный — дно видать, звенящий тонкотонко, такой опасный и манящий. Первый лед — первые отмороженные носы и щеки, первый лед — первые нагоняи от родителей за вдрызг измоченную одежонку и протертые веревочками валенки.

Так вот, если бы нам, тогдашним мальчишкам, рассказал кто-нибудь о том, что на коньках можно будет кататься... летом, то мы наверняка посчитали бы это за красивую сказочку, но никто не рассказал — по-видимому, и у взрослых мечты не залетали так далеко.

Конечно, идеи насчет больших искусственных катков с нормальными беговыми дорожками у специалистов наверняка тогда были. Чего не было, так это технической базы.

Да, собственно говоря, и не искусственный лед был нужен в то время нашим конькобежцам, а обыкновенный, но... быстрый. А таким он может быть только в горах, где ниже и атмосферное давление, и меньше влажность воздуха, и ветры не гуляют, как на равнине, и вода с ледников не загрязнена разными примесямл, и температуры воздуху оптимальны.

Советские спортсмены, выходя на лед высокогорных зарубежных катков, замечали, насколько там лучше скольжение. У нас подобных катков не было.

И в те далекие сороковые годы о Медео, этом затерянном в горах Заилийского Алатау урочище, никто во всем мире и слыхом не слыхал. Но « медео * уже искали. Этого настоятельно требовал престиж отечественного конькобежного спорта, поскольку почти все мировые рекорды у мужчин принадлежали в те годы зарубежным скороходам.

Итак, искали « медео Точнее, искали высокогорный район В горах, где можно было бы соорудить каток, не уступающий по своим характеристикам лучшему в то время в мире катку в швейцарском городе Давосе, расположенному на высоте 1560 м над уровнем моря. Искали «медео* сначала на Кавказе, в районе Бакуриани, — безуспешно. В 1949 году поиски были продолжены на Тянь-Шане, в Заилийском Алатау. Самым дотошным образом специалисты, тренеры, спортсмены обследовали районы реки Карага-линки, Каменского плато, Алма-Арасана, Малого Алма-Атинского ущелья и остановились на последнем, выбрав участок в урочище Медео на высоте 1690 м.

Природные условия в этом урочище можно было бы назвать идеальными: отсутствие сильного

ветра, средняя температура с ноября по март от + 5 до —10°, небольшая влажность, давление воздуха 610—630 мм ртутного столба, кристально чистая вода, берущая начало в ледниках, если бы не одно обстоятельство : постоянная опасность возникновения грязе-камённых потоков (селей) и снежных лавин. Так что, хотя 5 февраля 1951 года в Медео и состоялась первая конькобежная «премьера» (на ней было установлено 2 мировых и 6 всесоюзных рекордов!) и о Медео заговорили в спортивном мире, никакого капитального строительства в течение почти 20 лет здесь не велось. Небольшая гостиница для спортсменов, несколько одноэтажных служебных помещений — вот и все оснащение «старого» катка, прославившегося тем не менее своим уникальным льдом, на котором был установлен не один десяток мировых рекордов и где засверкали имена таких выдающихся советских конькобежцев, как Евгений Гришин, Софья Кондакова, Борис Шил-ков, Виктор Косичкин, Лидия Скобликова, Инга Артамонова, Людмила Титова и другие.

Каскад мировых и олимпийских достижений советских спортсменов заставил зарубежных конькобежцев и их тренеров пристальнее присмотреться к методике подготовки соперников из СССР, и они нашли-таки путь к тому, чтобы отвоевать у нас многие рекорды. Для этого за рубежом были построены катки с искусственным льдом, что позволило зарубежным спортсменам удлинить тренировочный процесс и увеличить продолжительность ледовой подготовки до 6 месяцев в году.

Встали и мы перед необходимостью создать конькобежные дорожки с искусственным льдом, что и было сделано в Коломне, Киеве

30