Техника - молодёжи 1981-03, страница 55

Техника - молодёжи 1981-03, страница 55

НА НОННУРС

выключил магнитофон. Он не ошибся. За стеной снова взревел «Юпитер».

Агонизировавшее существо внезапно куда-то исчезло, и Вальс не понял куда. Он снова послал призывный сигнал, но вновь не получил никакого ответа. И вдруг рядом с ним появилось исполинское чудовище отвратительного вида. Оно ринулось на разведчика, пытаясь дисгармонировать его и уничтожить. Но у Вальса было оружие...

Виктор с наслаждением слушал, как затухают звуки ненавистного вальса. И вдруг завывание магнитофона прорвал резкий звенящий свист, болью отдавшийся в голове. Одна из колонок умолкла. «Ничего, — пронеслось в голове у Виктора, — мы еще посмотрим». Он повернул ручку громкости. «Юпитер» чзревел, и слабые звуки вальса захлебнулись в реве ансамбля.

Последний сигнал Вальса был при нят на «Симфонии», и звездолет устремился на помощь. Он пронесся над городскими кварталами, заглушая все уличные шумы. Магнитофон Виктора все еще неистовствовал, когда комнату затопил» вихрь звуков. «Юпитер» немедленно вышел из строя. Странные мелодии переплелись в сверкающем хороводе... Потом все стихло, только остался в воздухе легкий печальный звон, будто оплакивающий кого-то.

Василий Михайлович сидел за столом, уронив голову на руки. Голова болела от рева «Юпитера». Неожиданно вопли за стеной оборвались, промелькнули странные, ни на что не похожие мелодии, и остался лишь прозрачный звенящий звук, словно разлитый в воздухе. Боль медленно отступила, оставив после себя непонятную грусть. Василий Михайлович протянул руку к своей старенькой «Яузе». Ему захотелось еще раз услышать тот странный вальс. Он нажал кнопку и погрузился в мир звуков. Он плыл куда-то, поддерживаемый невесомыми волнами, видел, как вставали перед ним сказочные города, пронизанные светом, чувствовал, как свежий ветер обдувает лицо... Но скоро раздался тихий щелчок — запись кончилась. Василий Михайлович встал и замер от неожиданности. Мелодия не оборвалась, она продолжала звучать в тесной комнате.

Он распахнул окно. Вальс вырвался наружу. Холод вливался в комнату, и Василию Михайловичу показалось, что воздух над заснеженными крышами дрожит, как бывает летом. Он вгляделся туда. Нет, ничего.

Тогда он закрыл окно и вновь занялся завтрашней лекцией.

ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ

В. MAJIOB. Затерянные экспедиции.

М., «Просвещение», 1980.

Хотя в подзаголовке книги В. Ма-лова значится: «Школьникам об истории географических открытий», ее с интересом прочтут все, кто увлекается -историей познания тайн нашей планеты. В кратком введении автор пишет, что в книге рассказывается о некоторых путешественниках, которым не удалось довести до конца свои исследования — никто из них не вернулся домой.

Следует отметить весьма продуманный отбор материала. Каждая «затерянная экспедиция» — это высокий пример мужества, служения долгу, самоотверженности во имя науки.

Первый очерк повествует о французском мореплавателе XVIII века Жане Франсуа Лаперузе, совершившем крупные открытия в Тихом океане (в частности, это он обнаружил пролив между Сахалином и Хоккайдо, по которому ныне проходит государственная граница СССР и Японии). Во втором очерке рассказывается о шотландском путешественнике Мунго Парке, разгадавшем на рубеже XVIII—XIX веков тайну великой африканской реки Нигер. Герои третьего очерка — участники английской полярной экспедиции середины XIX века, исследовавшей под руководством Джона Франклина проливы Канадского архипелага. Чет-

? Стихотворение номера

ВЛАДИМИР МИХАНОВСКИЙ

Солнцем стать!

Звезду распирает лава идей, Как мысли, теснятся вихри огня Как будто немыслимый Фарадей Здесь опыты ставит, подручных

браня.

вертый очерк переносит нас в австралийские пустыни, которые пересек в 1861 году ирландец Роберт Бёрк. В пятом очерке мы знакомимся с попыткой шведа Соломона Андрэ и его товарищей достичь в 1897 году Северного полюса на воздушном шаре. Шестой очерк посвящен английской антарктической экспедиции Роберта Скотта (1911—1912 гг.), в седьмом — снова возвращаемся в Арктику и узнаем о плавании Владимира Русанова в 1912 году на судне «Геркулес». В последнем, восьмом очерке содержится много интересного о путешествиях англичанина Перси Фосетта по центральным районам Бразильского нагорья.

Книга В. Малова написана прекрасным литературным языком. Украшают ее хорошо выполненные художником Ю. Макаровым портреты исследователей и картосхемы маршрутов. Красочна обложка книги, отображающая некоторые эпизоды экспедиций Андрэ, Франклина, Парка и Скотта.

Но досадно, что на странице 19 время выхода Лаперуза из Ботанической бухты ошибочно обозначено 1778 годом вместо 1787-го, а на странице 26 неудачно сказано, что Нигер «круто поднимается вверх на северо-восток». Жаль, что в очерке о Скотте не упоминаются русские участники его экспедиции — конюх А. Омель-ченко и каюр Д. Геров; правда, они не ходили к Южному полюсу, но работали во вспомогательных группах и принимали участие в поисковых партиях.

Это, однако, не изменяет очень хорошего впечатления о безусловно полезной книге В. Малова. Можно с уверенностью сказать, что orta найдет широкое признание у читателей.

АНДРЕЙ ДИТМАР, доктор географических наук, профессор

/w^yvwwna/wxaaaa/wvvvwwvwvwvw^

И все для того, чтоб потом

отдать

Сокровища эти земле и воде.

А что же вы думали? Солнцем

стать

Не так-то просто — даже звезде.

а Фантасты

В десятый, и в сотый, и в

тысячный раз... Упорству впору гору свернуть. Играет и блещет жидкий алмаз, Блестит и играет жаркая ртуть.

Остывали солнечные слитки, Долгая внизу клубилась ночь. Оставляли скудные пожитки. Чтобы от Земли умчаться прочь.

Бросили свои кочевья смело. Взяли вместо компаса мечту, И летели в чуждые пределы, Умножая мысль на высоту.

*b?\aa/\a/vvvv\aaa/vvv\aaaaa/v\aaa/vvv\a^./^a/wwn/wwvvwwvwwwwwwxa/wn/v/wv

53