Техника - молодёжи 1981-03, страница 64

Техника - молодёжи 1981-03, страница 64

л J* Л

Я Га.

Л

Оледенение — главный враг ар-нтических летчиков.

Вот так выглядит «хозяин Арктики» сверху.

зревая, спускался пилот Михаил Каминский. Одетый в тяжелую малицу, он спускался спиной вперед, осторожно нащупывая ногами ступеньки. Медьедь, вытянув морду, с любопытством обнюхивал его меховые унты.

Я замер. Застыли на месте и трое из гидрологической палатки (это они первыми заметили медведя и пытались прогнать его, громыхая пустыми ведрами). Как предупредить Мишу? Крикнуть? Но вдруг он поскользнется?..

Тут Михаил глянул вниз — и одним прыжком исчез в самолете.

Через минуту он снова появился в отверстии люка, на этот раз с карабином. Из-за его плеча выглядывал радист Макаров, тоже вооруженный. Сухо щелкнули два затвора. И в тот же момент раздался крик Черевичного:

—■ Не стрелять! Это наш гость! Медведь благодарно посмотрел на командира корабля и с достоинством удалился в торосы. Ученые недовольно ворчали: — Иван Иванович, что же вы наделали? Нам обязательно нужно было осмотреть желудок животно-

■^гЛ ч «

яррг -

го. Узнать, чем оно питается в этой пустыне. Для науки это исключительно важно!..

— Для науки! — возмущался Черевичный. — Братцы, есть ли у вас сердце? Как вам не стыдно?!

Когда споры утихли, медведь опять появился в лагере. Ни на кого не обращая внимания, он бродил среди палаток, обнюхивая все, что попадалось на пути. Тяжелый и грациозный, он с удовольствием ел сахар, колбасу, хлеб — все, что мы ему бросали, и охотно позировал перед фотообъективом. А потом мы улетели, снова оставив его полноправным хозяином ледяного острова — первого «флоберга», с которым мы познакомились и как их стали называть в 60-х годах.

Наша экспедиция привезла на Большую землю много новых, интересных материалов, изданных впоследствии объемистым томом на русском и английском языках. По сути, наш самолет стал первой «летающей обсерваторией», какие широко используются ныне для изучения Арктики и Антарктики. Но ни Земли Гарриса, ни каких-либо иных настоящих островов мы не обнаружили.

А потом началась война.

(Окончание следует]

Ос,

£

Георгий Гуревич. ТЕМПОГРАД.

М., «Молодая гвардия», 1980.

Главное, невмешательство.

Именно в этом чаще всего видят наши писатели-фантасты основную задачу человечества при контактах с инопланетными «младшими братьями но разуму».

Но что, если тем попросту грозит катастрофа? Если их родное солнце вот-вот взорвется?

Если катастрофа, назначенная неумолимыми законами природы, должна произойти ровно через два месяца?

Из такого тяжелого положения с честью выходят герои романа Гу-ревича. Для решения неотложных на-учно-технических проблем у них имеется микроскопический городок Темпоград, обитатели которого живут в ускоренном времени: за сут-j ки у них проходит год, а два месяца растягиваются соответственно на 60 лет Срок вполне достаточный для спасительной операции...

Такова вкратце фабула романа. Но его содержание отнюдь не исчерпывается историей спасения планеты по имени Той. Любители строгой научно-технической фантастики наверняка оценят описание путешествия «в дебри атомов» -— в мир стремительно .уменьшающихся масштабов и столь же стремительно на-" растающего темпа. Экспедиция не возвращается, и вот почему: на поверхности одного из встреченных микрообъектов ее участники обнаружили жизнь: оказалось, она возникла... благодаря им самим — их «тем-поскаф» стал своеобразным солнцем лтой «микропланеты». Что делать? «Придется светить и дальше», — радирует руководитель экспедиции.

Поклонникам же психологической фантастики, несомненно, придутся по душе финальные сцены романа, когда его главный герой, постаревший на полвека Январцев, возвратившись из Темнограда, встречает девушку, которую он когда-то любил. А для нее с момента расставания прошло всего каких-то полтора месяца, и она все еще каждый вечер поджидает любимого на условленном месте...

Словом, любителям научной фантастики остается поздравить одного из патриархов этого жанра с новой интересной книгой и пожелать ему творческого долголетия.

МИХАИЛ ПУХОВ