Техника - молодёжи 1981-05, страница 57

Техника - молодёжи 1981-05, страница 57

метно на деталях уздечек, псалиях. Аржанскне мечи чрезвычайно похожи на скифские акинаки...

Но ведь до сих пор ученым были известны скифские курганы только поздних построек — от VII до XI века н. э., а материалы Аржана датируются, по крайней мере, веком раньше. Имеем ли мы право считать енисейский могильник именно тем памятником, который поможет раскрыть нам загадку происхождения загадочных скифских племен, тем более что по этому поводу существует несколько различных гипотез?

Одна из них говорит, что прародина скифов — Ближний Восток, другая — Северное Причерноморье, третья — Центральная Азия... Может быть, Аржан станет тем недостающим звеном, подтверждающим именно это предположение? Иначе как объяснить факт распространения скифской культуры на огромнейшей территории от Японских островов, Южного Китая до берегов Атлантики?

В камерах Аржана обнаружено около 160 лошадиных трупов. Это в несколько раз больше, чем в любом другом скифском кургане, за исключением разве что знаменитого кургана Ульского аула на Северном Кавказе Захоронены они не одинаково, а как бы разбиты на 14 разных групп, существенно различающихся по многим деталям. М. П. Грязнов и М. X. Маннай-оол полагают, что кони эти не из царских табунов, а <дары умершему... от подчиненных ему общественных подразделений — племен, родов». Тогда 14 отдельных захоронений мы вправе считать отдельными археологическими «закрытыми» комплексами, характеризующими культуру каких-то пунктов большого географического района, общественных коллективов, принадлежащих одной большой этнокультурной общности. В таком случае Аржан — уникальный памятник, дающий более глубокое представление о быте и культуре некой существовавшей в древности общности людей, может быть, бывшей прародительницей легендарных скифов.

Материалы Аржана полностью меняют представления о развитии скифской культуры. Если до его раскопок нижняя дата эпохи ранних кочевников ограничивалась VII—VI веками до н. э., то после раскопок ученые получили новые данные, позволившие отодвинуть эту границу в глубь веков, по крайней мере, на столетие.

Если сравнивать Аржан с подобными памятниками Северного Причерноморья, нетрудно заметить множество аналогий в развитии этих культур на раннем этапе. Тем более что с недавних пор археологи смогли выделить группу северопричерноморских захоронений, возраст кото

рых определяется теми же VIII— VII веками до н. э. Некоторые исследователи называют их киммерийскими, другие — предскифскими, вероятно, не решаясь причислить собственно к скифским. А между тем еще 20 лет назад известный советский ученый А. А. Иессен, первым детально изучивший памятники Северного Причерноморья, писал: «...Период VIII—VII вв. до н. э. мы вполне можем считать начальным этапом в развитии скифской культуры в широком понимании этого термина .. Перелом в хозяйстве и быту населения нашего юга произошел раньше появления известных нам богатых погребений скифских племенных вождей». И если этот период, замечательный такими памятниками, как Высокая могила, Черногоровка и другие, ученые согласились называть «начальным этапом развития скифской культуры в Северном Причерноморье», то аржанское время — «начальным этапом в развитии культуры ранних кочевников Саяно-Алтая-, отмечая при этом, что памятники аржанской культуры имеют множество аналогий лишь в памятниках Северного Причерноморья VII—VI веков до н. э., разнясь с ними в то же столетне. Коллекция бляшек из клыков кабана, найденная в Аржанском кургане, соответствует различным вариантам из погребений Веселой долины, других скифских захоронений VI века до н. э. Северного Причерноморья. Эта датировка ведет к далеко идущим выводам. Ведь до сих пор принято было считать, что культуры скифских типов сложились не ранее VII в. до н э., поскольку в захоронениях VIII— VII веков отсутствуют произведения искусства, характерного для скифов звериного стиля. Скифы любили изображать на всевозможных предметах быта, украшениях животных в ирреальной, сказочной обстановке. Любимым мотивом был бегущий олень с оттянутой к хребту головой, с огромными ветвистыми рогами, концы которых увенчаны головами мифических грифов. Эти произведения известны по захоронениям VII—VI веков до н э., но почему в ранних захоронениях этот стиль не так ярко выражен? Крупнейший знаток скифского звериного стиля и скифской культуры М. И. Артамонов скажет, что основные скифские стилевые каноны сложились не ранее знаменитого похода в Переднюю Азию, именно здесь выработались новые культурные представления скифов, которые они в 585 году до н. э. принесли обратно в Причерноморье. Только после этого похода в Евразии стала распространяться скифская культура в том смысле, в котором принято ее понимать. А до того, по мысли ученых, были распространены формы, имеющие мало общего с этой культурой.

Находки в Аржане по-новому ставят проблему происхождения одного из загадочнейших и древнейших племен мира — скифов... Велика была их роль в формировании многих народностей. Скифские племена представляли собой сложный полиэтнический конгломерат, подразделения которого говорили на иранских, тюркских, славянских, монгольских, угро-финских языках. Кочевые культуры своими вторжениями нарушали застойные уклады, способствовали возникновению новых государственных образований, развитию новых социально-экономических отношений. Индия, Китай, Япония, Иран, Северное Причерноморье... Под непосредственным влиянием скифов в Восточной Азии возникли древнейшие корейские и японские государственные образования, государство Дьен (V в. до н. э.) на территории современного Вьетнама. Прогрессивную роль сыграли скифы и на Ближнем Востоке, — разрушив Ассирию, разрыхлили тем самым почву для новых цивилизаций. И возможно, у начал этих движений, прокатившихся от Тихого до Индийского и Атлантического океанов, стояло Аржанское, ушедшее в небытие, царство...

С

-остов курпэна СсРУб) •

• схема расположения камер-

^Я- главное захоронение J-/4 сопровомдаю/уие ззхоюненмя

Ч_>

стенка-относ