Техника - молодёжи 1981-06, страница 65

Техника - молодёжи 1981-06, страница 65

Однаусды... Представить невозможно

Репортеры, осаждавшие ■намеиитого американского изобретателя Т. Эдисона 1(1847—1931), нередко задавали ему весьма экстравагантные вопросы. И в его ответах-экспромтах не раз проявлялось незаурядное остроумие и здравый смысл. Так, однажды Эдисона спросили: нужно ли ставить громоотвод на некую строящуюся церковь?

— Непременно, — ответил он. — Ведь бог бывает иногда так невнимателен.

Но когда ему задали вопрос, а как он, собственно, представляет себе бога, изобретатель заявил:

— Абсолютно никак. Существо, не имеющее ни веса, ни массы, ни формы, представить себе невозможно.

Что такое мечта

Когда выдающийся немецкий биохимик и бактериолог П. Эрлих (1854 — 1915) еще учился в гимназии, ему

было задано сочинение на пространную тему «Жизнь — это мечта».

Эрлих, в мировоззрении которого уже тогда проявлялась вполне определенная тенденция, кратко написал: •Мечта является результатом деятельности нашего мозга, иначе говоря онисле-ния его нлетон. Мечты — нечто вроде фосфоресценции мозга»

Прочтя столь необычное сочинение, учитель словесности ужаснулся:

— Разрази меня гром! Да в*дь с °ашей точнн зрения бессмертная «Джоконда» гениального Леонардо да Винчи — просто-напросто двести граммов красок, размазанных по холсту!

Неизвестное об известном

Вред

самостоятельности

Список «Посланцев из будущего», о которых писалось в заметке Л. Евсеева в Ni 2 за 1979 год, можно пополнить именем еще одного не менее удивительного и таинственного человека.

В начале 1890-х годов знаменитый английский физик Дж. Рэлей (1842 —1919) опубликовал в «Философском журнале» статью никому не ведомого И. Ваттерстона из Бомбея под названием «О физик! среды, которая состоит из свободных абсолютно упругих моленул, находящихся в состоянии движения». Ученые всего мира с изумлением читали трактат, в котором излагались основы молекулярно-кинети-чесиой теории газов, созданной усилиями Кронига, Кла-узнуса и Максвелла в 1860-х годах. С изумлением, поскольку Ваттерстон прислал

свою работу в Королевсиое общество еще в 1845 году1 В его архиве она пролежала почти полвека, и за это время аьгор ни разу не подал о себ« вестей!

Публикуя эту работу, Рэлей скабдмл ее своими комментариями, в которых обсуждал причины, приведшие Ваттерстона к роковой неудаче, задержавшей признание молекулярно-кинети-ческой теории в науке.

Во-первых, до отправки своей фундаментальной работы в Королевское общество Ваттерстону следовало бы сделать одно два исследования, достаточно заурядных для того, чтобы быть понятыми научным миром, и получить признание. А во-вторых, ему надо было всячески подчеркивать, что эт; работа не есть что-то сочершенно новое, а является продолжением работ великих предшественников.

Простодушный Ваттерстон, не подозревавший, что вопросы тактики играют немаловажную роль и в судьбе научных идей, потерял приоритет и был бы забыт, если бы не Рэлей.

В. СМИРНОВ, оператор ЭВМ

Почтовый ящик

Не след, а шаг Солнца!

В Wv 1 за 1980 год была помещена заметна Р. Б роса ловой из Вильнюса «След Солнца», утверждавшая, будто во время равноденствия на небосводе укладывается ровно 180 видимых поперечников Солнца, а отсюда, мол, и пошло деление окружности на 360 частей, которое первыми ввели вавилонские жрецы. Это сообщение вызвало множество читательских откликов. В Гй 8 и № 9 за 1980 год были опублинованы письма читателей Ю. Заложнева из Москвы и В. Пустовалова из Красногорска, справедливо указывающих, что это вовсе hi так, что угловой размер пашего светила равен не 1°, как считает автор заметки, а всего лишь 32', поэтому в полуокружности укладывается не 180 диаметров диска, а 337,5.

Начавшуюся дискуссию продолжили и другие наши читатели, приславшие интересные замечания по затронутому вопросу. Два из них мы публикуем сегодня.

В древности понятие «шаг» означало «шаг каждой ногой», то есть то, что мы сечча' называем двумя шагами. Воспоминание об этом сохранилось в названии меры длины — миле. По латыни оно означает тысяча, то есть тысяча шагов. Английская миля — 1609 м — может служить доказательством того, что шагали в те далекие времена, когда эта мера узаконивалась, так же, как сейчас,— ведь длина шага, предусмот ренного строевым уставом большей части современных армий, 0,8 м!

В онружности с приемлемой - > юстью укладывается 360 удвоенных видимых поперечпиков Солнца, то есть 360 его шагов; каждый градус — это шаг бога Мар-дука, который для халдейских жрецов был олицетворением Солнца!

А. КУЛИК, инженер-механик Днепропетровск

Обожествляя Солнце, халдейские жрецы брали за основу не один, а два его поперечника — шаг. Кстати, отсюда и «градус», пола тыни «шаг». Но видимый диаметр Солнца — величина переменная, в день весеннего равноденствия равная примерно 32'. Вот тут-то авторы писем и совершали ошибку: одну известную величину — 180" = 10 800' — они делили на вторую — 32' — и, получая в результате числе 337,5, приходили к выводу, что «древние не могли так сильно ошибаться».

s=g.

Не будем акцентировать внимание, что угловой размер нашего светила, если уж придерживаться точности, составляет 32'10"(32.17'), а попробуем представить себе, как выполнялись наблюдения за Солнцем в те даление дни, когда еще не было угломерных инструментов.

Можно, пожалуй, предположить, что они велись на наклонном земляном «столе», верхняя плоскость которого была расположена к горизонту под углом, равным дополнению широты места наблюдений. Жрец находился в центре полу-онружности, прочерченной на «столе» между указывающими на восход и занат точками. В дни равноденствий суточная параллель Солнца совпадает с небесным экватором. Оно встает строго в точке востока и заходит в точне запада, описывая по небу полуокружность. в тот момент, когда Солнце отрывалось от горизонта. жрец втыкал строго вертикально у правого края сверкающего диска тонкий прут. Когда Солнце полностью проходило через стержень, он втыкал таким же образом второй и повторял эту операцию до самого за-ната. Для нас остается выяснить главное — сколькими же прутами ощетинивался «стол»7

ШАГ СОЛНЦА ■

Несложные расчеты показывают, что если стержни были толщиной 2 мм и радиус полуокружности на «« толе» равнялся 0,5 м (длина руки жреца), то систематическая ошибка за счет перекрытия краев смежных изображений диска составляла не менее 2'. а следовательно, древние жрецы определяли видимый поперечник Солнца как 30,17'. Кроме того, они не могли даже догадываться, что из-за атмосферной рефракции Солнце видно на восходе раньше того, как оно пересечет линию горизонта, а на заходе — позже. в сумме недоучет этого обстоятельства дает поправ ку Hi 64'.

ели теперь сложить эти две величины 10 800'+64' и разделить на наблюдаемый тогдашними средствами видимый диаметр светила в день весеннего равноденствия — 30,17', то как раз и получим 360 стержней, отмечающих 360 «следов» или-180 «шагов» Солнца.

И. ПАН ДУЛ, астроном-геодезист Ленинград

3