Техника - молодёжи 1981-11, страница 42

Техника - молодёжи 1981-11, страница 42
НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ БУДУЩЕГО ВЕНА

КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

сты из стеклопластика, специально приспособленная для бега обувь, аэродинамические костюмы и многое другое сделали возможным то, что современные рекорды значительно превышают достижения античных олимпийцев. Но при увеличении показателей разница между новым и предыдущим рекордами становится все меньше, кривая достижений неизбежно асимптотически приближается к горизонтали, которая и покажет пределы физических возможностей человека, если, конечно, мы искусственно ие станем менять его физиологию, не сделаем из него чудовище, специально приспособленное для бега, прыжка, поднятия тяжестей или плавания. Скоро иашей целью станет не столько подготовка чемпионов, превосходящих всех других. а формирование все большего числа индивидуумов, способных достигнуть показателей, которые сегодня доступны лишь узкой элите. Другими словами, благодаря улучшению физического здоровья и развития детей, совершенствованию условий тренировки широких масс очень многие спортсмены-любители будут способны делать то, что сегодня является исключительным достоянием профессионалов. Все зто предполагает, что человек ориентируется на более здоровый образ жизни, создающий Благоприятные условия для развития всех его природных данных. Это и должно привести к тому, что сегодняшние рекорды станут нормой для широких масс в будущем. Рассматриваемая в таких рамках, эта цель не содержит в себе ничего утопического.

Все сказанное, разумеется, относится только к спортивным достижениям, которые, конечно, ие самоцель. Гармоническое физическое развитие человека желательно для того, чтобы обеспечить ему столь же гармоническое умственное развитие. Как говорили древние: в здоровом теле здоровый дух. Мы должны стремиться к равновесию интеллектуальных способностей и физических рекордов. Человек в целом никогда не должен превращаться ни в робота, ни в Геркулеса-микроцефала.

Но, по всей видимости, как физические возможности будут в конце концов ограничены естественными физиологическими границами, так и интеллектуальные возможности не будут развиваться беспредельно. Можно задать вопрос: способен ли совершенствоваться человеческий ум? В общем, это кажется сомнительным. По-моему, очевидно, что со

времени появления на Земле гомо сапиенса возможности человеческого ума ие изменились. Наши предки, разрисовавшие стены пещер, были такими же великими живописцами, как художники Возрождения или нашего времени. Мастера, обрабатывавшие скифское золото, были так же искусны, как и современные ювелиры. Скульпторы Древней Греции или Египта эпохи фвРаонов Д° сих пор во многом остаются для иас примером. То же самое относится и к науке: гении Евклида, Пифагора, Архимеда, Галилея, Ньютона, Менделеева и Эйнштейна в области абстрактного мышления вполне сравнимы. Но каждый из них базировался на сумме знаний предыдущих поколений. Таким образом, не возводя в принцип то, что человеческий ум способен к абсолютному совершенствованию, иужио стремиться обеспечить максимальному числу людей возможность полного развития их интеллектуальных способностей. Именно это позволит идти к новому знанию, к новым открытиям как в уже существующих, так и в еще совершенно неизвестных областях науки, все более совершенствовать технику. Именно таким путем, совершенствуя методы обучения, нужно дать каждому человеку и полную сумму знаний о мире, и условия, в которых он может проявить оптимальную работоспособность с целью развить умственный потенциал, которым каждый из нас обладает при рождении.

Следует ли из этого, что мы будем способны умножить число гениев? Я полагаю, что это, к счастью, невозможно. Не будем забывать, что гениальный человек является по своей сути отклонением от нормы. Благодаря этим отклонениям рождаются выдающиеся ученые, неподражаемые люди искусства, государственные деятели, способные изменить течение истории. Гении нужны, чтобы развивать цивилизацию, направлять прогресс, руководить народами. Но неограниченное число таких необычных личностей привело бы, на мой взгляд, к неописуемому беспорядку и в конечном счете к отрицанию самого прогресса общества. Во что превратилась бы армия, каждый солдат которой обладал бы даром Наполеона? Нам еще очень много предстоит узнать с биологической точки зрения о деятельности мозга человека и животных. Это огромная сфера исследований, которая будет занимать еще многие поколения. Мы до сих пор с трудом познаем сознательную деятельность

мозга, а что касается области подсознательного, она нам сегодня совершенно неведома. И о том, что же нам предстоит извлечь из зтой сферы, пока ведают лишь фантасты.

В заключение остановлюсь на вопросе продления человеческой жизни. Хотя относительно она увеличилась благодаря уменьшению смертности, особенно в раннем детстве, абсолютный возраст человека вовсе ие изменился. По-видимому, физиологически, как показывают исследования функционирования органов, включая подсчеты среднего числа ударов, которое может произвести сердце, ритма обновления клеток тканей, жизнь человека, естественно, ограничена примерно 120 годами. Это в том случае, если мы устраняем полностью такие причинь ее сокращения, как болезни, интоксикации, несчастные случаи, насильственная смерть. И ничто не доказывает (напротив, вероятнее обратное), что возможно заставить наш организм жить дольше. Экспериментальное исследование клеток человека, введенных в культуру тканей, показывает, что в норме они способны лишь на ограниченное число делений, после чего кажда^) из них либо умирает, либо перерождается, приобретая способность к бесконечному делению, но теряя свои специфические особенности, то есть превращаясь в клетки опухоли. Но тем не менее бессмертие человека существует — это бессмертие человеческого рода, осуществляющееся благодаря тому, что клетка с N-хромосомвми соединяется с другой моноплоидной клеткой существа противоположного пола, создавая диплоидную клетку, из которой развивается законченный организм, обеспечивающий, в свою очередь, дальнейшее продление жизни нашего вида. Развитие геронтологии не приведет к достижению бессмертия. Эта область медицины может только поддерживать жизнь той части человеческого рода, к которой относится индивидуум, в любом случае обреченный законами биологии на гибель, поскольку он в зрелом возрасте уже должен был выполнить свою природную функцию — воспроизведение потомства. Среди всех научных и философских реальностей смерть явл.яется той, которую мы не можем подвергнуть сомнению. Человеку будущего предстоит использовать свою жизнь так, чтобы, исходя из морального гуманистического идеала, сделать ее более бескорыстной и мирной в целях счастья всего общества.

МЕДИКИ И БИОЛОГИ НАШЕЙ СТРАНЫ И МИРА

39