Техника - молодёжи 1981-11, страница 45

Техника - молодёжи 1981-11, страница 45

Парящие паруса.

В принятом недавно постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» говорится о необходимости повысить внимание к техническим и военно-прикладным видам спорта. Вот уже десять лет наш журнал шефствует над дельтапланеризмом— спортом смелых м изобретательных, спортом, имеющим большое прикладное значение.

Сегодня мы публикуем подборку материалов о новых полетах ■ горах, о первых дельтапланах с моторами, о проблемах спортсменов а год их первых Всесоюзных соревнований, которые ■ сентябре состоялись ■ Туте.

ДЕЛЬТАДРОМ НА
«КРЫШЕ МИРА»

ВИКТОР ОВСЯННИКОВ, мастер спорта СССР

Летом 1980 года на Памире у подножия северных склонов пика Ленина работала Аторая «Школа горных полетов» на дельтапланах. Организована она была комитетом ДОСААФ Ленинграда, ио по тради

ции в нее были приглашены спортсмены и из других городов.

Место для базового лагеря выбрали очень удачное — зеленая поляна, покрытая цветами, на высоте 8600 метров иад уровнем моря, рядом горная речка и цепочка небольших озер. Над лагерем — гребень с удобными подходами до высоты 4 тыс. м и площадками для старта. Рядом с лагерем — идеальная 200-метровая посадочная полоса.

3 июля над самым высокогорным дельтадромом страны был поднят флаг ДОСААФ. 18 спортсменов привезли сюда 9 дельтапланов, которые были сконструированы и построены самими участниками.

Высота лагеря и разреженный воздух в первые дни сказывались на каждом шагу: тяжело дышать, трудно ходить, бегать почти невозможно. Вначале были проведены теоретические и практические занятия по основам альпинизма, разумеется, в приложении к спортсменам-дельтапланеристам. Затем два дня готовили дельтапланы, а техническая комиссия их тщательно проверяла.

Первые же полеты показали, что стартовать на такой высоте без встречного ветра очень трудно. Даже после энергичного разбега скорость оказывается недостаточной для нормального полета, дельтаплан проваливается вниз и с трудом выходит на нормальный режим полета. Постепенно, изучив аэрологические условия района (когда, куда н с какой скоростью дует ветер), получив необходимую акклиматизацию во время трениро

вочных занятий и походов, подошли мы к спортивным парящим полетам.

С гребня над лагерем, с высоты 3700—3800 м, планирующий полет в долину занимал 2—4 минуты. Когда же мы научились «ловить» хороший встречный ветер и использовать восходящие динамические потоки, многим удавалось парить по часу и более. Самый продолжительный полет на высоте около 4 тыс. м совершил Виктор Соловьев (1 час 30 мин), а Наибольшей высоты я парящем полете — 4300 м — достиг Сергей Алешин. И это ие предел, но, учитывая ограниченную акклиматизацию участников, приказом по школе полеты разрешались ие выше 4500 м.

Мы убедились, что при определенных условиях можно переходить от полетов в динамических воздушных потоках к парению я термических восходящих потоках. Так, В. Соловьев длительное время летал на расстоянии более 500 метров от гребня и, только найдя термические потоки, смог набрать большую высоту.

Такие полеты можно с полным основанием назвать «плаваньем в воздухе». Скорость полета небольшая 30—40 км/ч, управление дельтапланом предельно легкое и простое (усилие иа ручке управления не более 1—2 кг), пилот подвешен к аппарату в мягкой подвесной системе. Парить на большой высоте — это ни с чем не сравнимое наслаждение. Дельтапланеристу, парящему в горах иа большой высоте, земля сверху напоминает рельефную карту, медленно проплывающую внизу и открывающую непрерывно все новые и новые красоты. А ведь даже альпинисты

42