Техника - молодёжи 1982-03, страница 13

Техника - молодёжи 1982-03, страница 13

Лазерное излучение используют в биологии и медицине не только для диагностики. При помощи светового скальпеля операция проводится стерильно и бескровно, к тому же он дает возможность регулировать ширину разреза. Бескровность операции связана с коагуляцией (свертыванием) белковых молекул и закупоркой сосудов по ходу луча- Причем послеоперационное заживление при лазерной хирургии идет скорее. Очень перспективно использование лазеров в нейрохирургии при операциях на обнаженном мозге.

Перечислить все области применения лазеров совершенно невозможно. При всех успехах лазерной техники и технологии мы свидетели только начального этапа их внедрения.

ее*

Руководитель школы «Современные проблемы лазерной физики» профессор, заведующий кафедрой общей физики и волновых процессов, лауреат Ленинской премии Сергей Александрович Ахманов в беседе с нашим корреспондентом так подвел ее итоги:

— Совет молодых ученых МГУ проводит в среднем в год более 20 школ и конференций общеуниверситетского уровня, активно участвует в подготовке всесоюзных и международных конференций, но школа по лазерной тематике собралась впервые. Наша задача — углубить контакты физиков с биологами и химиками. На стыке разных областей часто рождаются интересные идеи, свежие мысли. Ведь, несмотря на избыток всех видов печатной продукции и всевозможной информации, роль непосредственного общения ученых трудно переоценить.

Для молодых ученых важны не только новые точки зрения, изложенные в докладах, но и контакты со своими сверстниками, которые помогают им в дальнейшей работе. Часто идеи, лежащие в смежных областях, служат толчком для раскрытия проблемы. Такой подход вызвал к жизни лазерную фотофизику, лазерную фотобиологию, лазерную фотохимию... Стремительное освоение советской промышленностью лазерной техники и технологии позволяет использовать лазер специалистам многих областей — отсюда и многочисленные вопросы, которые неизбежны при таком интенсивном внедрении лазеров. Роль методов нелинейной оптики возросла во всех областях науки. Это и обеспечило успех нашей школы. Общее мнение ее организаторов и участников — школы с такой расширенной тематикой исключительно полезны для молодых ученых, их практику надо увеличивать.

НА БЕРЕГАХ

ИРТЫША

РОЖДЕННЫЙ

ГРИГОРИЙ ФИЛАНОВСКИЙ, наш спец. корр.

Когда согласно легенде бог сотворил землю (надо полагать, из готового набора элементов), то именно сюда, в Прииртышье, попала изрядная доля свинца, меди, ртути, цинка, золота... Словом, тех металлов, которые в наше время именуются цветными и благородными. К сожалению, всевышний второпях забыл рассортировать их* не предвидя, что людям понадобится каждый металл в отдельности. Хуже того, все это находится вперемешку с железом, серой, кремнием, мышьяком, кадмием и другими компонентами руд, намного осложняющими получение цветных металлов.

Вот перед нами тяжелая «темная земля» — концентрат, которым заполнены бункера медеплавильного завода. Чего в нем только нет! Немного воображения, и мы сможем кое-что увидеть «сквозь землю». Из этой невзрачной массы в будущем выйдут многокилометровые нити медных проводов, по ним потекут электрические «реки». Заблестят крупицы серебра, помогая в тысячах фотографий отобразить разнообразие мира. А цинк — тот самый, благодаря которому сохраняются миллионы тонн жести, — разве не соблазнительно выбрать его из «темной земли», а не пускать в отвал?

Многовековой опыт металлургов выработал вполне определенные технологические приемы. Прежде всего «темную землю» делят на две части — шлак и штейн. Что такое шлак, знают все: так именуют малоценную, почти не содержащую металла часть руды, она обычно идет в отходы. Штейн — термин менее известный. Это сульфиды цветных металлов. Как же образуется штейн?

Когда температура концентрата поднимется выше тысячи градусов, в нем происходят определенные физико-химические процессы: компоненты пустой породы и железо легко «притягиваются» к кислороду, окисляются и образуют рас

плавленную массу. Медь и другие цветные металлы также следует их примеру, превращаясь в расплав. Правда, он другого «сорта» — сульфидный: ведь серы-то в смеси предостаточно. К счастью, первый расплав (шлак) и второй (штейн)

не смешиваются друг с другом и не растворяются один в другом. Вроде воды и подсолнечного масла: даже если их крепко переболтать, они рано или поздно возвращаются на круги своя — расслаиваются.

На нынешних металлургических заводах для этого процесса применяют громадные печи, которые обогреваются теплом, образующимся при сжигании газа, или с помощью электрического тока. Но дело в том, что традиционное «чудовище »-печь даже при соответствующей модернизации оказывается весьма несовершенной.

В целом получение черновой меди (а кстати, и свинца) ведется на предприятиях неэкономичным способом: для того чтобы извлечь металлы из руды, надо, как говорят металлурги, осуществить несколько переделов, или стадий. Оборудование, применяемое для этого, очень громоздко, механизация и автоматизация почти отсутствуют.

Просчеты бросаются в . глаза. Возьмем, например, энергетические затраты. С одной стороны, тепло, образующееся при сжигании сульфидов, совершенно не используется, с другой — на подогрев концентрата идет немало энергии, доставляемой извне. Но это еще не все недостатки традиционного способа. Из-за того, что действующие печи негерметичны, да и объем их слишком велик, теряется значительное количество тепла.

Нельзя оставлять в стороне и защиту окружающей среды. В этой области делается многое. Но, несмотря на то что на заводах работают современные очистные агрегаты, вредные соединения еще крепко дают о себе знать на самих предприятиях и за их пределами.

Где же выход? Ясно одно: нужно кардинально менять технологию извлечения ценных компонентов из руды. Но как? Этой проблемой занимались многие научно-ис-следовательские институты и лаборатории во всем мире. Принципиально новый метод найден в казахстанском городе Усть-Каменогорске. Родившийся здесь «технический младенец» КИВЦЭТ уже прочно встал на ноги и успешно трудится.

Идеи, заложенные в нем, отразились в его имени: КИ ■— кислород, энергично окисляющий концентрат; В — взвешенные частички сырья, которые образовались в результате Ц — циклонного распыления. ЭТ

11