Техника - молодёжи 1982-03, страница 59

Техника - молодёжи 1982-03, страница 59

Однаэ/сды

Об импорте носов не слыхал...

Известный открыватель Трои Г. Шлиман <1822 — 1890), вернувшись в Германию после двадцатилетнего пребывания на археологи ческих раскопках в Греции, оказался в центре внимания высшего берлинского общества. Как-то на приеме однг, дама спросила его:

— Герр Шлиман! Верно ли, что в Греции у всех женщин исключительно

греческие носы7

— Это абсолютно верно, мадам! — ответил Шли май. — За все двадцать лет моего пребывания в этой стране я никогда не слы хал, чтобы туда импортировали носы, поэтому они могут быть только греческими...

У врачей доходы меньше...

Как-то раз в дружеской компании у известного немецкого медика Р. Вирхова (1821—1902) спросили, в чем, по его мнению, заключается разница между профессиями врача и юриста.

— У врачей доходы меньше, — сразу же ответил ученый. — Ведь юристы получают гонорар нак с живых, так и с мертвых, а врачи — только с живых...

ГИПОТЕЗЫ И ПОЭЗИЯ

В 1832 году в одном из своих писем М. Ю. Лермонтов высказал «научную гипотезу», с неожиданной стороны освещавшую причину вращения Земли —загадку, до сих пор мучающую астрономов. «Голова кружится от глупостей, — писал Лермонтов. — Мне кажется, что по той же причине и Земля вертится вот уже 7000 лет...» Почти век спустя немецкий биолог В. Бёльше в одном из своих популярных очерков выдвинул не менее остроумную «поэтическую гипотезу» происхождения весны.

Согласно первоначальному плану творец заставил Землю вращаться вокруг оси, строго перпендикулярной плоскости ее движения вокруг Солнца. Но злокозненный дьявол исподтишка подтолкнул нашу планету так, что она, продолжая вращаться, покосилась набок. Увидев эту проделку, создатель быстро сообразил, к наким последствиям она ведет, и сказал:

— Да будет по-твоему! Но запомни: ты сделал весну!

И действительно, писал Бёльше, «если бы наша Земля держалась прямо, подобно свече, то исчезла бы вся периодическая смена световых и тепловых условий, благодаря которой мы через зимние холода с короткими днями ежегодно возвращаемся к яркому теплому лету. На том факте, что Земля косо стоит на своем пути вонруг Солнца, основывается смена времен года и вместе с нею существование у нас на севере столь милой нашему сердцу весны...».

Г. котлов

Автор ИЛИ соавторы?

Летом 1895 года в Новороссийске проездом оказался один молодой петербургский ученый. Делать ему было нечего, и он решил осмотреть главнейшую достопримечательность города — крупный зерновой элеватор. Из Новороссийска он уехал потрясенный, но не гигантскими бункерами, не конвейерами и сепараторами, а электростанцией при элеваторе. А удивить этого человека электротехническим оборудованием было не так-то просто: ведь это был М. А. Шателен — первый профессор электротехники в России, изучавший предмет в Сорбонне и Политехнической школе в Париже и некоторое время работавший у Эдисона.

Что же поразило Шателе-на в Новороссийской электростанции/

Оказывается, «то была первая в мире промышленная электростанция трехфазного тока. Эту идею русский электротехник

м. Доливо-Добровольский начал разрабатывать с 1888 года. Три года спустя он демонстрировал первую экспериментальную установку трехфазного тока на Всемирной электротехнической выставке во Франк-фурте-на-Майне, а уже в 1893 году появилась про-мышленная установка трехфазного тока на Новороссийском элеваторе. Вот почему по приезде в Петербург Шателен поспешил напечатать в журнале «Электричество» статью о поразившей его новинке. В этой статье он указал, что «вся станция и машины построены под наблюдением инженера А. Н. Щенсновича».

В своих более поздних публикациях Шателен высоко оценивал инженерную дальновидность А. Н. Щенсновича, который, будучи инженером-путейцем, сумел тем не менее по достоинству оценить первые результаты эксплуатации опытной трехфазной установки Доливо-Добровольско-го, Щенснович не только принял смелое решение строить электростанцию переменного трехфазного тока вместо общепринятых тогда электростанций постоянного тона, но и самостоятельно спроектировал такую станцию.

Казалось бы, все ясно. Но нет, не все. В то время даже среди сторонников переменного тока шли жестокие споры о том, накая

система выгоднее — двух или трехфазная?

Принять решение о применении на электростанции трехфазного тока мог не просто смелый и энергичный человек, но высокоэрудированный специалист-электротехник. Дилетанту, даже весьма одаренному, принять столь перспективное решение было бы не под силу. Кто же мог проконсультировать А. Н. Щенсновича в столь сложном вопросе?

Просматривая электротехническую литературу тех лет, я натолкнулся на фамилию Щенснович, но уже с другими инициалами — Э. Н. Так, на Парижскую выставку 1878 года, где был электротехнический отдел, был командирован русский морской офицер Э. Н. Щенснович. Встречается эта фамилия и среди авторов статей по электричеству. В дальнейшем Э. Н. Щенснович значится начальником Минного офицерского нласса — того самого, где преподавал изобретатель радио А. Попов. Похоже, что это брат «устроителя» Новороссийской электростанции...

А если так, то становится понятным, кто дал А. Н. Щенсновичу совет строить трехфазную установку — брат! В Новороссийске, где в те годы неко-

му было обслуживать сложные устройства постоянного тона, была принята перспективная система, отлично зарекомендовавшая себя на опытной установке Доливо-Добровольского в 1891 году. Можно лишь удивляться быстроте, с которой был осуществлен замысел.

Итак, не умаляя заслуг А. Н. Щенсновича, строителя электростанции, следует отдать должное и Э. Н. Щенсновичу, своим советом предвосхитившему развитие электроэнергетики на многие десятилетия.

Б. ХАСАПОВ

Новороссийск

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ, опубликованной в № 2 за 1982 г.

Угроза 2. Фя8 — d5X Ссо : f5 2. Og8 — а8х g6 ; f5 2. <PgS — g2X Кр : f5 2. Ф£8 — g6x вильных мата

1, ... Ке2 - сЗ 2. Лf5 — f4X 1. Сс8 - Ь7 2. ®g8 — ебх

1. Л}8 — f5! 1. ... 1. ... 1. ...

три пра-