Техника - молодёжи 1982-05, страница 5

Техника - молодёжи 1982-05, страница 5

НАЧАЛО ПУТИ

Новыми трудовыми успехами творческими свершениями на всех участках коммунистического строительства встречает Ленинский комсомол свой XIX съезд. Четыре года прошло после предыдущего съезда. Это были яркиег незабываемые годы, наполненные великими событиями в жизни страны, партии, комсомола. Навсегда войдет в революционную летопись XXVI съезд КПСС, определивший перспективы экономического могущества нашей Родины, наметивший новые исторические рубежи социального и научно-техни-ческого прогресса.

Через пять-десять лет, как подчеркнул XXVI съезд, будет закладываться и создаваться народнохозяйственная структура, с которой страна вступит в двадцать первый век. Она должна воплощать в себе основные черты и идеалы нового общества, олицетворять собою более тесную интеграцию науки и производства. Нынешнему молодому поколению выпала высокая честь и завидная судьба — участвовать в решении этой исторической задачи.

На XXVI съезде партии Леонид Ильич Брежнев говорил: «Страна крайне нуждается в том, чтобы усилия «большой науки», наряду с разработкой теоретических проблем, в большей мере были сосредоточены на решении ключевых народнохозяйственных вопросов». Свое место в их реализации находят комплексные общественные, конструкторские и технологические бюро, творческие объединения молодых новаторов производства, ученых, студентов.

В комсомольских организациях ряда республик, краев и областей страны накоплен хороший опыт шефства над разработкой и производством новых видов продукции, внедрением современной техники и новой технологии. Более 20 миллионов юношей и девушек участвуют в работе комплексных творческих бригад рационализаторов, постов по внедрению новой техники, конкурсах профессионального мастерства, в технических кружках и объединениях. Эту практику надо развивать и обогащать. Союз творческой мысли и творческого труда — вот девиз советской молодежи!

XIX съезд ВЛКСМ, проходящий в преддверии 60-летия образования нашего государства, - ставит перед комсомолом, всей молодежью страны много новых и ответственных задач, в том числе одну из главнейших — еще активнее воспитывать у подрастающего поколения гордое чувство принадлежности к единой великой Советской Родине, сила и мощь которо^ — в их руках!

Этот номер журнала посвящается XIX съезду ВЛКСМ.

Еще одним этапом комсомольского шефства в канун XIX съезда ВЛКСМ стало строительство новых газовых магистралей от Уренгойского газового месторождения в центр страны и до ее Западной границы, которые Леонид Ильич Брежнев на ноябрьском (1981 г.) Пленуме

Наверное, всему цивилизованному миру известно сегодня название этого города — Уренгой. Точнее — Новый Уренгой, поскольку просто Уренгой — небольшой райцентр на реке Пур, впадающей в Тазовскую губу Карского моря, — имеет со своим «новым» тезкой мало что общего и живет в ореоле славы последнего лишь благодаря тому, что открытое в 60-е годы крупнейшее газовое месторождение на севере Тюменской области было названо Уренгойским.

Новый же город, заложенный в середине 70-х, строительство которого наряду с освоением месторождения тогда же было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, поначалу хотели назвать Ягельный (по фактории, которая была на том месте), но потом, не мудрствуя лукаво, прибавили к старому названию слово «Новый» — и все дела, благо от старого Уренгоя до нового всего каких-то сто километров, что на севере и за расстояние-то не считают.

В этих краях мне не раз приходилось бывать, а потому, когда я прилетел в Новый Уренгой и в горкоме комсомола меня спросили, первый ли это мой приезд в их город, я не знал, что и ответить. Сказал так:

— Наверное, первый, если не считать, что около десяти лет назад для этого города место выбирал...

Заинтересовались. Начали расспрашивать — хоть и очень молод Новый Уренгой, а тут все-таки какая-никакая, а история. Десять-то лет назад эти мальчишки разве что под парту пешком не ходили, не то что слышали о каком-то там Уренгое, тем более Новом, который по призыву комсомола станет в будущем их сегодняшней судьбой.

Конечно, «выбирал место для города» — это сильно сказано, с улыбкой. Просто летом 1973 года с группой работников дирекции газопромыслового управления Надымгаз и управляющим трестом Надымгаз-промстрой Василием Даниловичем Чернышевым* впоследствии лауреа-

ЦК КПСС назвал центральными стройками пятилетки. Центральный Комитет ВЛКСМ постановил направить на сооружение этой газотранспортной системы более восьми тысяч добровольцев, а также усилить шефство комсомола над решением инженерно-технических проблем, раз-

том Государственной премии СССР, мы вылетели в район Уренгойского месторождения на предварительную рекогносцировку: где быть новому городу? В Уренгойском райисполкоме с пониманием отнеслись к нашей миссии, разложили на столе карты, обстоятельно рассказали о местах, подходящих для города с разных позиций — состояния грунта, ландшафта, наличия питьевой воды, возможности транспортировки туда грузов и т. п. Оставалось эти места увидеть в натуре и какому-то отдать предпочтение. Командир вертолета нанес указанные точки на свою карту, и мы полетели. Вот тогда-то и облюбовали то самое местечко на высоком берегу тихой речушки, куда спустя два года пришел из Надыма первый автотракторный десант строителей и забил первый колышек под первый деревянный дом. С него и начался Новый Уренгой — город строителей и газодобытчиков, город, от которого и идет отсчет тем тысячам километров газопроводов, что понесут «голубое топливо» и сырье для химической промышленности в центр нашей страны и далее — в Западную Европу.

Вся мировая печать до сего времени продолжает обсуждать экономическую и политическую суть контрактов, которые в конце прошлого года заключил СССР с Францией и ФРГ на взаимопоставки газа, с одной стороны, и труб большого диаметра — с другой. Нет сомнения, эта торговая сделка выгодна всем — недаром же наши зарубежные партнеры не вняли грозным предупреждениям и окрикам из-за океана. В чем, в чем, а в умении считать деньги и отстаивать свои экономические интересы капиталистам не откажешь. И пусть что угодно талдычат западные «голоса» о том, что русские-де не могут обойтись без их технологии, — чепуха все это! Лет двадцать назад был ведь прецедент — канцлер ФРГ Аденауэр наложил вето на поставку нам труб большого диаметра. И что же? Мы разработали собственную технологию, перестроили производство и

2

УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ