Техника - молодёжи 1982-07, страница 12

Техника - молодёжи 1982-07, страница 12

Однако наибольший экономический эффект от применения шарохода ожидается на перевозках ректификационных колонн, реакторов, сталеплавильных конвертеров, аппаратов колонного типа. Поскольку «центр тяжести» капитального строительства смещается (вслед за источниками сырья) в северные и восточные районы» именно туда приходится доставлять оборудование из сложившихся машиностроительных центров. Известно, что эффективнее работают агрегаты, собранные целиком в цехах завода, а не из «россыпи» на строительной площадке. Такие комплексы быстрее выходят на проектную мощность, да и сроки их монтажа во много раз сокраг щаются.

Сегодня подобные транспортные операции сопряжены с невероятными техническими трудностями и граничат с невозможным. Главное здесь препятствие — бездорожье. Шароходы могут его «победить »1

БЕЗДОРОЖЬЕ — ЕГО СТИХИЯ!

Сколь ни парадоксально, но даже сверхмощные колесные вездеходы, признанные первопроходцы нехоженых троп, всегда создавались в расчете... на колею. Непосредственно с бездорожьем сталкивались лишь передние колеса вездехода. Остальные шли «гуськом», как бы экономя силы тягача.

Слабость «гуськовой» технологии обнаруживалась, как только вездеход застревал. Совершая мощные рывки и раскачиваясь, тяжелая машина проседала все глубже и в конце концов садилась на «брюхо». Иногда водитель пытался развернуть колеса поперек дороги. Тщетно! Натыкаясь на крутые стенки вконец разбитой колеи, они «плужили» и скатывались назад, в рытвину.

Ну а шароход? Ему колея просто-напросто не нужна. Его стихия — бездорожье, ибо 16 (а может, быть, и гораздо больше!) ко-лес-шаров уверенно чувствуют себя на любых слабых грунтах. При достаточно большом диаметре шаров эта уникальная машина даже по болоту ходит «аки по суху».

Некоторые специалисты полагают, что, если бы шаровое колесо было изобретено в эпоху строительства первых планетоходов, ему скорей всего было бы отдано предпочтение перед всеми иными движителями. О напряженных поисках именно в этом направлении говорит создание космического вездехода фирмы Груман (см. «ТМ» 10 за 1977 год). Чтобы планетоход был устойчив и сохранял приемлемые для космического аппарата габариты, американские инженеры разнесли его полусфе

рические колеса далеко по бокам, отчего он стал похожим на распластанного краба. Увы, это весьма лестное с биологическим объектом сходство было чисто внешним, а не функциональным. Только шароход — первым в когорте вездеходов! — умеет чисто по-крабьи «срываться» под любым углом вбок, отползать в сторону, назад, преодолевать сложные каменные лабиринты.

Кстати, простая и надежная кинематическая схема, неприхотливый в обслуживании двигатель — электрический или гидравлический, отсутствие карданных валов, трансмиссий, Коробок передач, дифференциала — этих наиболее уязвимых узлов — делает его, по-видимому, прообразом будущих планетоходов.

Но вернемся на Землю, где ша-роходу достанет и нехоженых трасс, и работы в экстремальных условиях.

Известно, например, какой огромной опасности подвергают себя вулканологи, поднимаясь накануне извержений к огнедышащим жерлам «подземных лабораторий», чтобы добыть ценнейшие для науки сведения о внутренней жизни планеты. Между тем именно в такую экспедицию можно будет снарядить шароход-робот, оснащенный комплексом исследовательской аппаратуры.

Держа строго заданный курс, он по мере приближения к вулкану станет получать передаваемую с вертолетов или спутников дополнительную информацию о своем местонахождении и ситуативные планы. Их детализацией и более четкой «привязкой» космических планов к местности займется бортовая мини-ЭВМ, связанная с бортовыми локаторами. Когда в поле зрения этих приборов, установленных на выносных площадках, не окажется скал, трещин и тому подобных препятствий, компьютер скомандует шароходу развить максимальную скорость. Если в поле зрения локаторов появится, например, скала, ЭВМ отдаст приказ сбросить скорость, а затем, оценив размеры преграды, примет окончательное решение — обходить ее или преодолевать. В первом случае машина запомнит изменение курса и скрупулезно отсчитает лишние метры пути. Но с поступлением сигнала «путь свободен» компьютер, вычислив поправку к курсу, скомандует продолжать движение в заданном направлении.

Достигнув финишной точки, ша-роход-вулканолог самостоятельно свяжется с центром и, произведя в случае надобности коррекцию своего положения, приступит к работе.

Еще более эффективно шароход может быть использован как ходовая часть роботов-манипуляторов, предназначенных, в частности, для обслуживания технологических линий вредных производств, где присутствие человека нежелательно. В память бортового микропроцессора можно будет заложить расписанный по секундам маршрут перемещения. робота по цеху и последовательность выполнения им тех или иных операций. Способность этого механического помощника строго к «дозированным» движениям, сравнительная простота программирования его хода, несомненно, привлечет к нему внимание создателей робототехники нового поколения.

НА РАБОТУ: В ТУНДРУ, НА СТРОЙКУ, В КОСМОС! Итак: тундровый вездеход и монтажный портал, самонаводящаяся исследовательская платформа и планетоход, маневренный погрузчик и ходовая часть роботизированного комплекса. Конечно, этот список профессий шарохода далеко не полон, но, вне всякого сомнения, блестящей идее московского инженера предстоит долгая и интересная жизнь. Идея пока молода: ей всего 4 года. Однако известно, сколь долог и мучителен бывает путь от идеи до внедрения даже самых интересных и оригинальных изобретений. И вот здесь весьма полезной и действенной может оказаться помощь наших читателей.

Зная потребность своей отрасли в подобном транспорте, они, как это не раз бывало, в кружках и городских клубах НТТМ, в студенческих НТО и общественных КБ, в комплексных творческих молодежных коллективах НИИ, заводов и НПО могут взять шефство над ша-роходом; попав в бережные, чуткие руки молодых новаторов, та или другая модификация его может очень быстро получить «путевку в жизнь». Дерзайте, энтузиасты НТТМ! Может быть, именно вам доведется проводить в первое «плавание» этот величественный «корабль тундры», изображенный на 1-й странице обложки нашего журнала. Только это будет уже не фантазия художника и не мечта изобретателя, а убедительное, весомое, зримое воплощение достижений техники и науки предпоследнего десятилетия XX века. И прежде чем 6-метровые колеса шарохода, легко преодолев зыбучие торфяники и небольшие озерца, скроются за горизонтом, в широченном его следу начнут выпрямляться нежные стебли сфагновых мхов...

10