Техника - молодёжи 1982-12, страница 20

Техника - молодёжи 1982-12, страница 20

РУКОТВОРНЫЕ

лнки А*

ВРЕМЕНИ 1

На выжженных знойным |Ьреше-азиатским солнцем скчяах гышлака и Сары-Арка — полупустыни, протянувшейся между озером Балхаш и Алма-Атой, на стенах пещер и высеченных в древних породах храмах руки неизвестных художников начертали ты-рисунков.

| удивительны, эти петрогли-f ош| изумляют, поражают во-w ени! любого зрителя, вызы-су вопросов, на которые ученым весьма непросто означные, окончательные ты. И прежде всего: кто были художники? Простой ли охот-к процарапывал гранитным, а порой и кремниевым резцом контуры будущей жертвы, или кочевник-скотовод запечатлевал на камне свое видение мира, почтительно склоняя голову перед тотемным божеством? Шаман, жрец или художник-профессионал в нашем понимании этого слова? Безвестные анонимы — имена их скрыты толщами веков. Ведь создавались петроглифы со времен позднего палеолита вплоть до XIX века нашей причем порою поздние авторы , бу дополняли произведения % «предшественников, включая •свои композиции, чутко со-сложившуюся до них сис-У «гармонично «вписывая» свои «лщтины» в каменные «полотна», а то и гравируя их поверх преды-щих, не нарушая, однако, об-его ритма. Складывается ощуще-е, что поздние художники пресно понимали культурные тра-иции далеких эпох...

Но что изображено на древних рисунках? На сегодня интерпретация их — большей частью искусство, нежели наука. Главную роль в понимании этого творчества играют интуиция и эрудиция исследователя. Ясно одно — время по-своему запечатлевалось в камне в разные периоды этнического подъема, процветания, военных успехов. Художники по-разному фиксировали свои переживания, основанные на коллективных представлениях племени о себе и мире. Запечат

ленные много веков назад на скалах, картины стали как бы историческими документами универсального типа. Вот, например, 4Битва племен» (урочище Армузень) — картина эпохи неолита, повествующая о каком-то странном столкновении древних, случившемся, по-видимому, задолго до туманной Троянской войны.

По петроглифам видно, что для палеолита характерны образы ископаемого зверя и тучной женщины. Неолит породил идею вечной драмы: странный рогатый зверь преследуется и терзается собаками или волками. Племена культуры микролитов выработали новый физический идеал женщины, выступающей уже в роли некой жрицы, владычицы зверей.

А вот художники бронзового века, повествуя о грозных рейдах боевых колесниц, довольно точно изображают свои экипажи, солн-целиких богов и другие персонажи, разительно соответствующие героям индийской «Ригведы». Рассмотрите внимательно «Гобийскую квадригу» (гора Тебчи, Южная Гоби) — создание тех смутных времен, — вас заворожит ритм этого рисунка, передающего стремительное движение и суматоху бит* вы. Удивительна композиция картины. Кузов и дышло даны в плане, колеса распластаны косой проекцией, кони показаны в профиль — спина к спине, возница тоже в профиль. Подобного не знало и как будто бы не знает изобразительное искусство поздних эпох.

А вот еще один рисунок того же периода — * Солярное божество» (урочище Тамгалы). Кого или что изобразил автор? Может быть, перед нами попытка понять устройство человеческого разума? Портрет инопланетянина, странно перекликающийся с фресками Тассили? Просто видение? Ученые склоняются к мысли, что в данном случае мы имеем дело со стилизованным портретом Солнца, объектом поклонения многих древних племен.

«Гепард» из долины Теректы — детище ранних кочевников-саков (УП—Ш вв. до н. э.). Зверь изображен как бы в миг приземления после прыжка, глаз художника точен — убедительное свидетельство подлинного мастерства. Саки — поразительные рисовальщики. Свои страсти и тревоги они отобразили в неповторимых сценах, персонажи которых исключительно экспрессивны. Они ввели в петрогли-фику и нового героя, так называемую «амазонку» — женщину с оружием.

УКРАИНСКАЯ ССР

От лесов Полесья до Черного моря, от донецких степей до Карпат раскинулась Советская Украина. Главный город республики — Киев — не только столица УССР, но и древнейший центр всей восточнославянской государственности, отметивший в этом году свой 1500-летний юбилей. Киевская Русь — это колыбель русского, украинского * белорусского народов, эдесь сложилось их единство, общность государственности* культуры, экономики. Не случайно после Великой Октябрьской социалистической революции Украина од-п ной из первых изъявила желание войти в Союз Советских Социалистических Республик.

Сегодня Украина по своему экономическому потенциалу — вторая в Советском Союзе реопублика после РСФСР. Ее индустрия объединяет более 150 отраслей, среди которых современная энергетика, мощная металлургия, авиа- и судостроение, многоотраслевое машиностроение, развитая химическая, легкая м пищевая промышленность.

Активно участвует молодежь Украины, а также других союзных республик в выполнении республиканской программы «Энергокомплекс», в соответствии с которой а Донбассе скоростными темпами сооружаются крупные высокомеханизированные шахты общей мощностью 24 миллиона тонн угля в год. На действующих Чернобыльской и Ровенской АЭС, объявленных ударными комсомольскими стройками, сооружаются новые реакторы. НеДавно на полную мощность — 3,6 миллиона киловатт — заработала самая крупная в стране Запорожская ГРЭС.

Всему миру известны такие предприятия индустрии Украины, как «Запорожсталь», «Азовсталь», «Кри-ворожсталь», Ждановский завод тяжелого машиностроения, Николаевский - судостроительный и Львовский автобусный заводы, Запорожский и Луцкий автозаводы. В последнем году минувшей пятилетки республика произвела 53,7 миллиона тонн стали, а готового проката — 3,6 миллиона тонн.

Украина — одна из крупнейших житниц страны, республика развитого сельскохозяйственного производства.

Около Ж) тысяч научных работников живут и трудятся на Украине. В институтах АН УССР впервые в нашей стране было расщеплено атомное ядро лития, построен первый ускоритель элементарных частиц, получена «тяжелая вода», сконструирована первая ЭВМ.