Техника - молодёжи 1983-06, страница 33

Техника - молодёжи 1983-06, страница 33
«МАШИНА ВРЕМЕНИ» В ЩЕРБИНК

ИГОРЬ БОЕЧИН, наш спец. корр.

Однажды известному летчику-ис-пытателю П. Стефановскому поручили проверить на прочность новые поролоновые покрышки, изготовленные для реактивных истребителей МиГ-9. Для того чтобы выполнить задание, понадобилось совершить более полутораста взлетов и посадок, причем в кратчайший срок. Стефа-новский справился с поручением на аэродроме НИИ ВВС, где ему не мешали другие машины, как и он им. Аналогичным, в общем-то, образом, на закрытых «фирменных» полигонах обкатывают автомобили новейших марок; для кораблей в стороне от оживленных морских дорог выделяют мерные мили. А где же испытывают другие виды транспорта, в частности, локомотивы?

...Электровоз мягко подкатил к небольшой платформе и после короткой остановки отошел от нее и начал плавно набирать скорость. Я находился в кабине, из которой хорошо был виден мелькающий по сторонам пейзаж, соседние пути. Стрелка скоростемера на пульте управления подошла к отметке «100», некоторое время продержалась у нее, потом пошла вниз. Состав замедлил ход, потом вновь ускорил свой бег. При этом я заметил, что машинист при всех изменениях режима движения, что называется, и пальцем не шевельнул.

— Все правильно! — сказал стоявший рядом со мной доктор технических наук Н. Д. Сухопруд-ский. — Сейчас нас ведет автоматика. График поездки заложен в память ЭВМ, находящейся в 40 км отсюда, на станции Москва-Ill. В компьютер постоянно поступает информация об обстановке на трассе, переработав которую он посылает по радио или по проводам команды на автомат, установленный на локомотиве. А тот уже самостоятельно прибавляет или убавляет обороты тягового двигателя, включает по необходимости тормоза.

— Одним словом, работает подобно автопилоту? — уточняю я, поглядывая на состав с цистернами, обгоняющий нас по соседнему пути.

— Не совсем. В отличие от автопилота, действующего по определенной программе, наша система корректирует движение поезда постоянно в зависимости от происходящего на перегоне. К примеру, если на одном участке автоматика по тем или иным причинам уменьшит скорость локомотива, то потом «поза

ботится», чтобы состав прибыл в пункт назначения строго по расписанию. Сейчас вы стали свидетелем последних испытаний Комплексной системы автоматического управления движением поездов, а в 1985 году она будет внедрена на линии Москва — Александров.

Локомотив вновь сбавляет ход и подходит к той же платформе, от которой несколько минут назад мы отправились в путешествие по уникальной магистрали — Опытному кольцу Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). История этого сооружения заслуживает того, чтобы хоть вкратце рассказать о ней.

Все началось в конце прошлого века, когда в России, переживавшей период промышленного подъема, велось интенсивное строительство железных дорог. Они связали Донбасс с заводами Москвы и Петербурга, морские порты с «глубинкой», Прибалтику с Дальним Востоком. Надо сказать, что дорожное строительство велось в то время исключительно высокими даже по нынешним меркам темпами. «С 1865 по 1875 год средний годовой прирост русской железнодорожной сети составлял 1,5 тыс. км, — указывал В. И. Ленин в труде «Развитие капитализма в России», — а с 1893 по 1897 — около 2,5 тыс. км». Одновременно с магистралями создавались новые образцы пассажирских и товарных вагонов, и, конечно, паровозы — курьерские, маневровые, магистральные. Однако у многих из них при эксплуатации обнаруживались всякого рода «болезни». И тогда-то инженеры решили обнаруживать подобные недуги пораньше, на первых экземплярах машин.

В 1882 году первые эксперименты с паровозами провели по инициативе профессора А. П. Бородина в Киевских мастерских. Потом их продолжили в условиях, близких к реальным, на Харьковско-Николаевской, Екатерининской и Ташкентской дорогах. В 1912 году, когда Россия вышла на первое место в мире по протяженности железных дорог, была организована «Контора опытов». В этом уникальном, сугубо железнодорожном научно-исследовательском учреждении, созданном профессором Ю. В. Ломоносовым, концентрировались все исследования паровозов.

К сожалению, дальнейшему их

развитию препятствовало то, что испытуемые локомотивы приходилось выводить на действующие магистрали. А попробуйте-ка провести паровоз несколько часов с постоянной скоростью, если где-то впереди тянется товарный состав, а сзади вас нагоняет курьерский поезд. Поэтому профессор Ломоносов еще в 1901 году предложил построить замкнутый полигон для испытания локомотивов.

Но его исключительно ценное предложение было осуществлено только после Великой Октябрьской революции, в период первых пятилеток. Близ подмосковной станции Щербинка соорудили стальное шестикилометровое кольцо радиусом 950 м. В один из осенних дней 1932 года по нему прошла первая из сотен испытуемых машин — паровоз серии Эмо № 710—53. За ним последовали тепловозы, электровозы, вагоны и платформы отечественной постройки и импортные, применявшиеся на наших дорогах. Здесь довели до совершенства первую советскую автосцепку; отработали чугунные, а потом композитные тормозные колодки, элементы контактной сети и многое другое.

В годы Великой Отечественной войны сотрудники Опытного кольца выполнили важнейшее задание — исследовав, отобрали для паровозов низкосортные виды угля.

А в 1955 году на кольцо вывели самый мощный (4800 л. е.), но... последний экспериментальный паровоз отечественной конструкции. Век паровозов навсегда ушел в прошлое, ибо на смену им пришли более совершенные локомотивы.

В прошлом году железнодорожники отметили полувековой юбилей уникального полигона. За эти годы внутри первоначального кольца проложили еще два, и общая длина опытной магистрали вместе с подъездными путями ныне составляет 42 км. При этом профили второго и третьего колец повторяются: это сделано для того, чтобы сотрудники ВНИИЖТ одновременно проводили сравнительные испытания образцов техники, рельсов различных марок и прочих изделий. Магистраль полностью электрифицирована, на ней внедрена единая автоматическая система управления движением. К первым небольшим и скромным депо и мастерским прибавился солидный комплекс лабораторий, оснащенных оригинальным, часто уникальным

ТЕХНИКА ПЯТИЛЕТНИ