Техника - молодёжи 1983-06, страница 59

Техника - молодёжи 1983-06, страница 59

Досье эрудита Ом в законе

Одним из центральных вопросов, обсуждавшихся на I Международном конгрессе электриков в Париже в 1881 году, был «опрос о выборе единицы электрического сопротивления. Вниманию участников было предложено две единицы — ом и си-менс. Первую предлагала Британская ассоциация содействия развитию науки, которая представила эталон ома, равного 109 единиц сопротивления СГСМ, в виде катушки из платино-серебря-ной проволоки. Инициатором второй единицы был немецкий изобретатель и промышленник Вернер Сименс (1816 — 1892). Обратив внимание на то, что британский эталон может непредсказуемо меняться во времени, он заменил проволоку столбиком химически чистои ртути. И оказалось, что ртуть в трубке длиной ровно один метр при поперечном сечении 1 кв. мм имеет сопротивление, близкое ому. Это открытие навело Сименса на мысль отказаться от ома и принять новую единицу сопротивления, так неожиданно и счастливо связанную с метром.

Не приняв этой идеи, конгресс, однако, отметил ценность ртутного эталона со-

Siemens

противления. В 1884 году II Международная конференция электриков в Париже постановила считать «законным омом» сопротивление ртутного столбина сечением 1 кв. мм и длиной 106,02 см. Заслуги Сименса перед электротехникой не были забыты, и в международной системе единиц его имя присвоено единице электрической проводимости — величине, обратной ому!

В. ПРЯДИЛЬЩИКОВ

Рис. Владимира Плужникова

Былое...

КИНО В КАНАШАХ

Читая местные газеты первых лет Советской власти, я иногда наталкиваюсь на интересные статьи, из которых видно, как восаринимались различные технические новинки в городах и селах Зауралья.

Село Канаши раскинулось на берегах одноименной речки Канаш недалеко от знаменитого села Мальцева, где живет и трудится почетный академик ВАСХНИЛ, дважды Герой Социалистического Труда Терентий Семенович Мальцев. Издавна в Канашах ткали ковры и половики. А после революции большинство кустарей объединилось в артели. Не ослабели традиции веками накопленного мастерства. В 1926 году, например, ткачи изготовили 18 км половичных дорожек. Ими можно было полностью устлать тракт, соединяющий Шадринсн с селом Канаши. Именно по этому тракту везли крестьяне муку для трудящихся красного Питера в 1919 году. А в благодарность за помощь петроградские

рабочие послали ■ Канашин-ский Совет киноаппарат. Сельчане обрадовались, да вот беда: ни киномехаников нет, ни киноленты... Так и стоял дорогой подарок до августа 1924 года — почти пять лет, — пока партийная ячейка при Шадринском окружном подотделе народного образования не взяла над Канашами культурное шефство.

8 сентября из города приехали два киномеханика и привезли фильм «Приключения мистера Веста в стране большевиков». За один день в избе-читальне на двух сеансах побывало около 600 человек. «Надо было видеть, — I писала шадринская окружная газета «Рабоче-крестьянская правда», — с каким наслаждением и вниманием смотрели канашцы эту кар- : тину. А сколько разнообразных разговоров было после нее| Одни спорят о том, что было ли так на самом деле, как в картине показано, другие слушают восьмидесятилетнего старика, впервые увидевшего такую «забаву» и наглядевшегося «досыта», третьи расспрашивают, как это из города приехали только двое и эвон што народу показали».

Л. ОСИНЦЕВ

Шадрине

ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК

Об исторических заслугах первого советского пассажирского паровоза — Су журнал рассказывал неоднократно (№ 6 за 1976, № 5 за 1974, № 11 за 1978 год). Около 10 этих машин увековечено в виде памятников. И «от в конце 1982 года памятный паровоз Су 215-15 получила столица.

Характерна история его возрождения.

Списанный паровоз С^ постройки 1938 года был замечен «часовыми истории» на подмосковной станции Зеленый Бор. Он попал туда как котельная завода железобетонных изделий и обречен был на переплавку. Технику депо Москва-пассажирская — Киевская комсомольцу Игорю Волошину с товарищами пришла мысль: а не попытаться ли спасти паровоз, дать ему вторую жизнь как памятнику техники? В депо нашлось кому поддержать идею молодых. Ветераны-машинисты осмотрели локомотив и признали его пригодным для ремонта и передвижения по рельсам. Инициативу поддержало руководство депо и Московской дороги. Завод-владелец безвозмездно отдал паровоз как музейную реликвию.

Судьба локомотива была решена, но до того, как он превратился в памятник техники, было еще далеко. Возраст паровоза зрелый — 44 года. Это один из немногих сохранившихся Су третьего выпуска. За столько лет многое износилось, было заменено, переделано или просто утрачено. Его реставраторы поставили перед собой нелегкую, но интересную задачу: максимально воссоздать первоначальный облик и устройство машины.

Под напором пескоструйного аппарата, из-под слоев окаменевшей краски и мазута постепенно проступали следы разных периодов жизни локомотива. По всему бы

ло видно, что раньше он находился в хороших руках. Тщательно сделаны двойные фигурные обводки на будке, цилиндрах, тендере. Сколько за всем этим примет своего времени, нелегкого и романтичного труда паровозников!

Начался ремонт. На помощь энтузиастам из депо и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры приходили люди из других предприятий и организаций Москвы. Душой и техническим руководителем всего дела был машинист Ю. С. Оберчук, который служил живым справочником при восстановлении любого узла.

Последние годы паровоз работал на жидком топливе. Реставраторы решили вернуть ему «родное» отопление (угольное или ное). Сняли нефтяной форсунки, перебрали кладку топки. Недостающие детали кулисного механизма от третьего выпуска привезли из города Жуковского. Автосцепку заменили на винтовую упряжь с буферами.

Трубку от паровоздушного насоса вывели к дымовой трубе, как было до 60-х годов. Унифицированный литой путеочиститель заменили на первоначальный — решетчатый.

Работы велись все лето и осень. И вот последние отделочные операции. На очищенную обшивку котла ложится свежая зеленая краска. На красных колесах выводятся белые ободки, какие делали только на русских паровозах... Отхромированы рукоятки управления и поручни, колпачки на цилиндрах и звезда на дымовой коробке. На песочнице заняли свое место горделивые фирменные знаки Коломенского завода.

Памятник отечественного локомотивостроения начал свою вторую жизнь возле

^епо Москва-пассажирская — невская.

А. НИКОЛЬСКИИ (Фото Д. Чернавского)