Техника - молодёжи 1983-06, страница 56

Техника - молодёжи 1983-06, страница 56

Прокомментировать статью А. Белецкого и В. Вилиибахова мы попросили наших постоянных авторов, инженеров Г. Смирнова и К. Арсе-ньева. Каждый из них, ничего не зная о работе другого, подошел к делу в присущей ему манере. Хотя оба проявили к предмету статьи известный скептицизм, каждый поработал вполне добросовестно, и редакция надеется, что как та, так и другая точка зрения, несмотря на все их различие, заинтересует читателей.

ПОМЕНЬШЕ ТАИНСТВЕННОСТИ!

ГЕРМАН СМИРНОВ, инженер

Напрасно авторы статьи «Нашествие с неба* стараются, как говорится, «навести^ тень на плетень» и убедить читателей в том, что сообщения из газет 1912—1913 годов свидетельствуют о существовании какого-то таинственного «нечто, пока еще нам неизвестного», которое «науке еще предстоит познать». Ведь значительная часть собранных ими сведений находит вполне логичное объяснение, если попытаться ясно представить себе общественно-политическую обстановку тех лет.

В самом деле, какие выводы можно сделать из сообщенных авторами сведений?

Во-первых, панические сообщения о полетах таинственных аппаратов начали появляться в газетах почему-то именно в 1912—1913 годах. Во-вторых, практически все цитируемые авторами сведения взяты из английских и русских газет. И в-третьих, все русские корреспонденции относятся преимущественно к пограничным и приморским районам — Юго-Западному краю, Балтийскому и Черноморскому побережьям.

Возникают законные вопросы. Почему таинственные аппараты не появлялись, к примеру, над Францией? Почему газеты не писали о загадочных полетах над Германией или Италией? Почему в США о воздушных кораблях писали в 1896—1897 годах и ничего не сообщали в 1912—1913 годах?

Поразительно, но факт: газетные «очевидцы» причудливо, но достаточно точно отразили в своих заметках отношение европейских правительств к развитию военной авиации и их взгляды на ее основные задачи.

Итак, почему же шумиха вокруг загадочных полетов началась именно в 1912 году? Вспомним, что в конце

1911 года вспыхнула итало-турецкая война, в которой авиация впервые приняла участие в боевых действиях. 23 октября 1911 года совершил первый в истории боевой вылет капитан Пьяцца, а 1 ноября лейтенант Ка-вотти сбросил на вражеские позиции четыре двухкилограммовые гранаты. За этой бомбардировкой последовали новые, и турки заявили протест, обвинив итальянцев в том, что те бомбили госпиталь в Эйн-Зара. Итальянцы отрицали эти обвинения, и разразился международный скандал, который привлек к военной авиации внимание многих правительств.

Больше всего появлением нового оружия обеспокоились англичане: уже в 1911 году здесь был учрежден воздушный батальон, который в

1912 году преобразовали в Королевский воздушный корпус, состоявший из морских и армейских эскадрилий. Главным назначением корпуса была чистая разведка. Самолеты и дирижабли должны были летать над морем и следить за местонахождением вражеского флота, а также совершать рейды в глубь вражеских тылов и следить за передвижением войск и грузов, за размещением складов, мастерских и т. д.

Самое любопытное в том, что немцы и не помышляли о таких полетах. Создав свои воздушные силы в 1912 году, они подчинили морской воздушный корпус морскому командованию, а армейский... инспектору военного транспорта. Рассматривая авиацию главным образом как средство сообщения, немецкие военные не допускали даже мысли о том, чтобы использовать ее для разведывательных полетов в глубь вражеской территории, и не опасались подобных полетов над Германией. Поэтому немецкий обыватель не всматривался со страхом в небо и, естественно, не обнаруживал там никаких таинственных летательных аппаратов.

Отношение французской армии к авиации весьма недвусмысленно выразил генерал (впоследствии маршал) Фош: «Авиация отличный спорт, но для армии — бесполезна!» В 1912 году французские военные не опасались вражеских самолетов, а обыватели не находили в небесах ничего загадочного.

В США военная авиация началась в 1907 году учреждением Аэронавти-ческого дивизиона (его боевыми единицами были воздушные шары). Этому событию предшествовало по

вальное увлечение воздухоплаванием, отсюда газетные сообщения о таинственных воздушных кораблях, которые распространились в Северной Америке в 1896—1897 годах.

Что касается России, то, по свидетельству англичан, «русские все очень секретили, и о них известно мало, но ясно, что особых достижений в авиации у них не было». Лишь позднее стало известно, что достижения были как раз у русских. Так, в первую мировую войну Россия вступила, имея в строю 224 самолета и 11 дирижаблей. Для сравнения укажем, что у Англии было всего 113 самолетов и 4 дирижабля, а у Франции — 138 самолетов и 4 дирижабля. Только немцы располагали более мощным воздушным флотом — 232 самолета и 11 дирижаблей.

Сосредоточивалась русская авиация в основном на Балтике и в Юго-Западном крае. Это было вызвано суровой необходимостью. Как раз в 1912—1913 годах на Балтийском побережье создавалась сеть береговых авиационных станций для гидроаэропланов. Ведя круглосуточное дежурство в Восточной Балтике, они должны были обнаружить вражескую эскадру в 300—400 км западнее рубежа Нарган — Порккала-Уд, чтобы корабли успели перегородить Финский залив на этом рубеже мощным минным заграждением из 3 тыс. мин. Сосредоточение авиации в Юго-Западном крае было вызвано близостью австро-венгерских границ в связи с обострением обстановки на Балканах в 1912—1913 годах. Вот почему и таинственные летательные аппараты появлялись над этими районами России гораздо чаще, чем над другими...

Таким образом, главная причина таинственного «нашествия» — страх, тревожное ожидание, которые всегда порождают обстановку, чреватую массовыми психозами. В такой ситуации плавающая коряга нередко принимается за перископ подводной лодки или мину, собственный обоз — за прорвавшуюся танковую колонну противника, планета Венера — за огни вражеского самолета, идущего в атаку. Кстати, в годы второй мировой войны стрельба по Венере была на кораблях американского флота на Тихом океане весьма распространенным занятием...

Думается, что в большинстве описанных в статье «Нашествие с неба» случаев очевидцы видели нечто реальное. Пожалуй, чаще всего это были аэропланы, дирижабли и аэростаты своих собственных вооруженных сил. Возможен, конечно, и некоторый процент случаев, связанных с аномальными явлениями в атмосфере и космосе. Но этот процент едва ли велик.

54