Техника - молодёжи 1984-01, страница 44

Техника - молодёжи 1984-01, страница 44

БРОСОК К НЕДРАМ

АЛЕКСАНДР ПЕРЕВОЗЧИКОВ, наш спец. корр.

Полушутливая надпись «На глубинку!», размашисто начертанная на деревянной стрелке, заставила нас свернуть с наезженной колеи на-тундровый проселок.

У подножия скалистых холмов стыла в гранитных блюдцах вода тундровых озер. На северном берегу одного из них, с эпически длинным названием Вильгмскоддеоайвинярви, 75-метровым восклицательным знаком встала посреди заполярной тундры громада сверхглубокой. Чтобы облегчить приезжим запоминание необъятного саамского слова, первопроходцы, жертвуя семантикой в пользу ритмики, предложили его... леть на популярный мотив «Шаланды, полные кефали».

Камни. Ветер. Озера.

Студеный норд гнал в глубь полуострова косо подсвеченные солнцем косматые облака. В неоглядном просторе не то что ветру — глазу не за что зацепиться.

Разителен контраст этой выдутой ветрами, отшлифованной ледниками поверхности древней земли Колы с ее сказочно Ьогатыми недрами. Какой соблазн таят эти скалы для геологов, открывших здесь большинство из минералов, найденных на территории страны за годы Советской власти.

(Н 4-й стр. обложим)

Словно бы облегчая геологоразведчикам доступ' к нижним этажам планеты, природа расстаралась н" славу. За последние сотни миллионов лет разрушительной силой льда, ветра и воды напрочь стесана 15-километровая толща континентальной коры. Не везде, конечно, но в некоторых районах прямо на поверхность выходят кристаллические породы древнего Балтийского щита. Так что нередко здесь можно Споткнуться о камешек возрастом в два миллиарда лет, свидетель земной жизни 2 докембрийскую эпоху. В таких местах до мантии, что называется, рукой подать: километров 30— 35, не больше. Еще ближе — каких-нибудь 7 км! — по предположениям геофизиков находится так называемая поверхность Конрада, по которой проходит граница гранитного и базальтового слоя литосферы. Этот раздел тем уже интересен для геологов, что считалось: именно на нем из горячих растворов формируются месторождения полезных ископаемых. Подтвердись эта гипотеза — и, определив раздел Конрада геофизическим методом с поверхности Земли — скоростям отражения волн от близлежащих пластов, можно говорить о направленном поиске важнейших рудных залежей.

Кольская сверхглубокая.

Огромное значение это могло иметь здесь, для той части Балтийского щита, где встречается знаменитый «цветной пояс» Ферсмана.

Так была выбрана точка заложения Колвской сверхглубокой скважины — в северной частк Балтийского щита, неподалеку от побережья Баренцева моря. Место это в одинаковой мере удовлетворяло нужды практиков, ожидавших, что сверхглубокая «по дороге» подсечет одно из рудных тел (так и случилось), и нужды ученых, решивших отыскать ответ на «вечные» вопросы: «Как устроена Земля! Где рождаются полезные ископаемые! Почему случа-, ются землетрясения!» И т. д. и т. п.

Первенцами среди отечественных сверхглубоких были Арал-Сорская СГ-1 (6805 м) и Биикжальская СГ-2 (6028), если считать по порядку их заложения. Но по значимости, по ценности научных результатов безусловным лидером стала Кольская СГ-3.

Стала с того самого дня, когда дежурный оператор записал в ее рабочем журнале:

«6 июня 1979 года, 20 час. 35 мин. Забой на глубине 9584 м».

СВЕРХГЛУБОКАЯ ИЩЕТ, ГДЕ ГЛУБЖЕ. В последний раз, когда я был на буровой, на ее «спидометре» было накручено 11 700 м. Долото не вращалось, шел подъем инструмента. Седьмой час подряд автомат спуска-подъема включал лебедку, точно на длину свечи вытягивал из докемб-

рийских глубин бурильную колонну, затем, клацая зажимом, отвинчивал очередную секцию и задвигал ее в «магазин», где она хранится до следующего рейса в подземелье.

За его работой я наблюдал из кабинета дежурного оператора по экрану контрольного видеоустройства. Поворот переключателя — и передо мной один за одним проходят цехи этого огромного завода в тундре. Вот в турбинном отделении на специальных стендах идет отладка похожих на торпеды забойных компоновок... Здесь дефектоскоп исты просвечивают стенки труб—ни одна из них не отправится в скважину, не получив «на память» рентгеновского снимка... Еще щелчок — и на экране заплясали сполохи электросварки: в кузнечно-сварочном цехе сварщики готовят к спуску очередную партию инструмента.

в фокусе, показал одну сторону жизни СГ-3 — производственную. Наиболее же интересное — жизнь научная — в кадр пока не попало.

...Неожиданно смолк гул лебедок, выключены насосы. Значит, прибыла наконец из бездны забойная компоновка, увенчанная источенными до основания шарошками. Глядя на эти впечатляющие остатки того, что еще несколько часов назад было наикрепчайшим из созданных человеком сплавов, начинаешь с невольным уважением относиться к инструменту, которого хватило на 5 м проходки в спрессованных гигантскими температурами и давлением породах докембрия.

Наклоняюсь, чтобы взять аккуратно выпиленный победитовыми резцами бесценный кусочек Балтийского щита, доставленный с глубины 11 700 м. -

Телеэкран концентрированно, как

ВЫПОЛНЯЕМ РЕШЕНИЯ ПАРТИИ