Техника - молодёжи 1984-12, страница 41

Техника - молодёжи 1984-12, страница 41

за 16 дней пути, позволили определить усредненные нормы расхода материалов и времени на их обслуживание. Эти ценнейшие практические сведения уже в самое ближайшее время легли в основу расчетов первых отечественных машин.

Небесполезен для эксплуатационников оказался и следующий вывод: в зависимости от конструкции и технического состояния автомобилей экономичность машин равного класса отличается по расходу топлива в 2 раза. На практике это означало, что эффективнее в эксплуатации новые, а не восстановленные автомобили.

Парадоксальным, но чрезвычайно плодотворным для дальнейшего оказался следующий факт: машины с большой мощностью двигателя и соответственно с большим весом намного хуже зарекомендовали себя на русских дорогах, чем малолитражки. Можно с уверенностью сказать, что более чем полувековое развитие отечественного автомобилестроения, • ориентированного на «средний» малолитражный автомобиль, является лучшим подтверждением этого далеко идущего прогноза.

Так встречали автопробеги в 1980-х годах.

Что касается победителей и призеров автопробега, то, как ожидалось, среди лидеров оказались гонщики, выступавшие на новых марках: «мерседесе», АГА, НАГ, «фиате»...

Заметим, что выступавший на «фиате» Л» 28 «старый автомобильный волк» Каньо стал обладателем специального приза «для новых машин, наиболее выносливых и наиболее приспособленных к русским условиям». Вот уж поистине символическая награда, полученная автомобилем, который спустя полвека будет выбран в качестве основы для создания одной из самых популярных массовых отечественных моделей — «Жигули».

Из 60 автомобилей, стартовавших с Красной площади, к финишу доехали 48. «Финиш ломится от многочисленной толпы и от машин, приезжавших встречать пробег, — писал один из очевидцев. — Поздравления, цветы, музыка. Приятно видеть и чувствовать, что большое колесо культуры вновь пришло в движение и что это движение уже не остановит никакая сила. Автомобилизм в России возрождается!»

Одной из самых больших неожиданностей пробега была убедительная победа советских шинников. «Без одного прокола пришло к финишу пять автомобилей, — записано в протоколе технической комиссии, — из них четыре на русской резине и один на заграничной.

Отмечая хорошее качество этой резины, комитет пробега признал ее стандартом, необходимым для успешного развития автомобильного дела в республике».

Вот так, благодаря дальновидности комитета, ограничившего поставки заграничных шин, получила путевку в жизнь отличная продукция Резинотреста.

И все-таки, помимо чисто технических и научных выводов, имеющих огромное научное и практическое значение, хочется выделить еще один. На всем протяжении почти 2000-верстного маршрута автопробег встречали тысячи жителей городов и сел. В 1923 году большинство из них впервые видели машину, и кавалькада блистательных автомобилей, появившаяся на окраине Псковской или Смоленской губернии, приоткрывала кусочек таинственного мира техники, мира изобретений, мира скорости. Нелегкий и долгий предстоял путь от первого Всероссийского автопробега к сплошной индустриализации страны. Но первый шат к веку развитой промышленности и технической грамотности был сделан.

УРОК НЕ ВПРОК

Судя по редакционной почте, подборка статей «Тогда, в Средиземном море» (см. «ТМ» № 5 за 1984 год) вызвала большой интерес у читателей. Многие из них сообщили нам некоторые новые сведения о происшествиях такого рода, свидетельствующих о том, что для флота ее величества подобные трагедии скорее правило, нежели исключение...

Спустя пять лет после гибели «Виктории» ее создатель В. Уайт прочитал морякам и судостроителям лекцию о конструктивных особенностях новых броненосцев типа «Маджестик». Выслушав это сообщение, адмирал Ч. Бересфорд и позволил себе мрачное замечание, о котором упоминает В. Смирнов.

Флотоводец оказался провидцем — в 1915 году «Маджестик» затонул в Дарданеллах, получив попадание одной (!) торпеды с германской подводной лодки У-21, которая двумя днями раньше также одной торпедой отправила на дно «Трайомф». В том же году британский флот потерял «Иррезистибл», «Оушен», а в следующем — «Рэосел». Нелишне напомнить, что все эти корабли были броненосцами, все, получив пробоину после попадания торпеды или подрыва на мине, переворачивались, и все были построены в тот период, когда главным строителем королевского флота был... сэр Уайт.

...Англия издавна славилась приверженностью к традициям, какими бы они ни были. В апреле 191.2 года не столько из-за столкновения с айсбергом, сколько по причине конструктивных недостатков погиб трансатлантический суперлайнер «Титаник». 27 октября 1914 года на германской мине подорвался, перевернулся и затонул новый линкор «Одешес». Как установили эксперты, корабль погиб «вследствие неисправности люков, неправильного устройства дверей в водонепроницаемых переборках подводной части, недостаточно плотно закрывающихся, неправильного устройства сточных труб и т. п.».

А в заключение обратимся к со- ' бытиям, имевшим место 1 сентября ...1873 года. В тот день пять английских броненосцев совершали через Ла-Манш переход из Кингстоу-на в Куинстоун. Уклоняясь в густом тумане от встречного парусника, «Айрон Дьюк» отклонился от курса и врезался в правый борт «Вэнгар-да» как раз в том месте, где находилась поперечная переборка, отделяющая машинное отделение от котельного. Поскольку продольные переборки на «Вэнгарде- отсутствовали, капитан Даукинс даже не попытался спасти свой корабль.

«Первый звонок» прозвучал за 20 лет до трагедии «Виктории», но в адмиралтействе его не услышали.

ЮЛИЙ КЕСАРЕВ, инженер

39