Техника - молодёжи 1984-12, страница 39

Техника - молодёжи 1984-12, страница 39

предстали разрушения, казавшиеся непоправимыми: из смятого бензобака хлестал бензин, прогнулась передняя ось и рулевые тяги, выломались дверцы, в гармошку сплющен кузов и в клочья изодран шикарный хромовый верх. На всем теле и лице шофера Лаврентьева порезы и ссадины; он в нервном потрясении. У механика Аржанова ранения еще более серьезные, к счастью, контролер и члены агитбригады, также находившиеся в машине, остались невредимыми. Когда о происшедшем узнал вице-командор колонны Виноградов, у него случился сердечный приступ.

Механика тут же увезли в больницу, мнение оставшихся: машина путь продолжать не сможет. Несмотря на сильнейший шок, води-

Дети приветствуют гонщинов.

А лошадь, даже не обернувшись, продолжала движение.

«При этом происшествии, — писал корреспондент журнала «Мотор» А. Рупневский, — оказалась несколько помятой ехавшая артистка Яунзем и получил трагикомическое ранение контролер Калошин: он сломал свою искусственную деревянную ногу».

Однако наибольшие хлопоты гонщикам доставляли... подковные гвозди, которыми щедро были утыканы проселки и «щелястые» шоссейки. Не проходило и сотни километров, чтобы не «испустила дух» какая-нибудь покрышка. Но удивительная особенность! Продукция Резинотреста проявляла необычайную гвоздестойкость. Заинтригованные иностранные гонщики, присмотревшись к неказистой на вид резинотрестовской продукции, ахнули, разглядев ощети-

тель остался ремонтировать машину и, совершив невозможное, позд но вечером догнал колонну в Пскове.

За Псковом прямо-таки символическое испытание выпало на долю «пирс-арроу», следующего под «несчастливым» номером 13. На 141-й версте, не обращая ни малейшего внимания на нервические взвизги клаксона, дорогу не спеша начинает переходить лошадь. Водитель в отчаянии бьет по тормозам, «пирс-арроу» вылетает на обочину и, грузно приземлившись на левый бок, ломает два колеса сразу, ободья которых так и брызнули деревянными щепками.

нентгые гвоздями и, несмотря на это, непробитые шины.

Забегая вперед, отметим, что в «гонке шин» резинотрестовские изделия одержали убедительную победу. Протоколы засвидетельствовали, что из более чем 30 машин, обутых в «заграничную резину, без проколов добралась до финиша только одна.

Зато из 18 автомобилей на советских пневматиках с «родным московским воздухом» вернулись в столицу 9 (!) машин.

Несмотря на обилие дорожных впечатлений, техническая комиссия автопробега, возглавляемая, видным ученым, директором НАМИ

Р. Н. Бриллингом и его заместителем инженером Е. А. Чудаковым, впоследствии известным советским академиком, работала четко и планомерно. Эксплуатационные характеристики каждой из 49 машин снимались по заранее намеченной методике; до поздней ночи получаемые данные анализировались, и тут же делались первые выводы. Автопробег, замысленный как грандиозный научно-технический эксперимент, «одним махом» собрал уникальный «банк данных», исчерпывающе характеризующий современный мировой уровень автостроения.

На получение такой же информации обычным путем потребовались бы многие годы напряженной работы. «Почерк» будущего академика, основоположника советской автомобильной науки, угадывается в чеканных строках «Технических правил» автопробега. Например, чтобы объективно оценить экономичность, (прочность, скорость и даже выносливость автомобиля, Евгений Александрович Чудаков с такими же, как он, энтузиастами подвели теоретическую базу для всесторонней оценки автомобилей различной мощности.

Поскольку при полной нагрузке и одинаковых технических достоинствах двигатели с большим объемом цилиндров всегда должны дать лучшее использование тепла, чем двигатели -с меньшим объемом, были (выведены специальные компенсирующие коэффициенты. С их помощью автомобилю с мотором, имеющему больший литраж, задавалась большая скорость; в этом случае можно оценить в чистом виде то «техническое достижение (в смысле работы машины), которое имеет место в пределах определенного литража».

Напомним, что это 1было ныписа-но в 1923 году, когда теории об автомобиле как таковой вообще не существовало, а поиск наилучших результатов автомобилестроители всего мира вели способом проб и ошибок.

Особый интерес для организаторов пробега представляла оценка надежности и выносливости машин. Эти параметры, особенно важные в условиях российского бездорожья, определялись по количеству штрафных очков, начисленных за каждую поломку, случившуюся во время движения. Но как уравнять требования к старым и новым автомобилям? Это удалось сделать с помощью специальной «шкалы пенализации», вводившей поправку на рабочий «стаж» машины.

Сотни циркуляров, заполненных на автомобили 'большинства марок

39