Техника - молодёжи 1984-12, страница 45

Техника - молодёжи 1984-12, страница 45

Наступление на коррозию

АЛЕКСАНДР КУРИЛОВ, генеральный директор Всесоюзного ПО Союзспецэнерго

Обычная ржавчина... Мы сталкиваемся с ней постоянно, но далеко не все представляют, какой урон она наносит народному хозяйству. Ведь потери от коррозии составляют примерно 8% первоначальной массы металлических конструкций. 25 млн. т металла ежегодно пропадает, еще 15 млн. т проржавевшего оборудования приходится выводить из эксплуатации и сдавать в лом, из 1300 кг которого выходит всего тонна стали.

Проблема борьбы с коррозией и защиты металлических изделий от нее превратилась в важнейшую проблему (см. материалы дискуссии «Коррозия — болезнь века», опубликованные в «ТМ» с № 10 за 1978 год по № 2 за 1979 год). Этим вопросом занимается ряд институтов и специализированных лабораторий в нашей стране и за рубежом. Антикоррозионные средства настойчиво изыскивают сотрудники более двухсот научно-исследовательских организаций стран СЭВ. В 1978 году в нашей стране было принято решение об организации специализированной антикоррозийной службы.

Рассказать о том, как сегодня обстоят дела в борьбе с коррозией, наш корреспондент Геннадий МАКСИМОВИЧ попросил генерального директора Всесоюзного производственного объединения Союзспецэнерго Минэнерго СССР Александра Ивановича КУРИЛОВА.

— Александр Иванович, откровенно говоря, несколько удивляет тот факт, что одна из крупнейших в стране антикоррозионных служб была образована именно в системе Минэнерго...

— А вы вспомните, в каких условиях работают энергоустановки, особенно на тепловых электростанциях, и все сразу станет ясно. Ведь на металлы, из которых они изготовлены, воздействуют вода и пар при различных температурах и

давлениях, кислоты, щелочи и другие реагенты. Прибавьте еще и механические нагрузки. Под таким натиском просто не может не появиться локальная коррозия самых различных видов, быстро проникающая внутрь металлических изделий. В результате возникают аварийные ситуации, из-за которых приходится останавливать станции или снижать их мощность, ограничивая при этом выработку энергии и увеличивая расход топлива.

Чаще всего коррозии подвергаются газоходы, газоотводящие тракты, скрубберы, электрофильтры, хвостовые части котла,' оборудование и трубопроводы химводоочист-ных установок, конденсаторы, подогреватели высокого и низкого давлений. Масштабы металлофонда у нас таковы, что необходимо ежегодно наносить антикоррозионные покрытия на конструкции общей площадью 30 млн. м2. Мы осуществляем антикоррозионную защиту действующих станций, которых в нашей стране несколько сотен. И сегодня наши сотрудники могут одновременно вести работу на 350—400 станциях в любое время года.

Нам нередко приходится выполнять поистине уникальные работы. Скажем, в прошлом году мы провели защиту газоотводящего ствола на Углегорской ГРЭС, где из-за сильной его коррозии почти месяц простояло гри блока по 800 МВт. И эту уникальную работу, которую, насколько мне известно, произво дили впервые не только в нашей стране, но и в мире, мы завершили раньше намеченного срока.

— Ваше объединение создано в 1980 году. Не подсчитывали ли вы, сколько же различных металлоконструкций удалось Союзспецэнерго защитить от коррозии за это время?

— На оборудование и строительные конструкции действующих электростанций было нанесено свыше 9 млн. м2 антикоррозионных покрытий. От коррозии защищено около 1 млн. т металлоконструкций, 780 т остродефицитного оборудования, 455 дымовых труб и градирен. Как подсчитали наши специалисты, нанесенные рабочими объединения антикоррозионные покрытия уже сократили потери металла на 35—40%.

Мы применяем различные методы защиты. Это и традиционные лакокрасочные покрытия, гуммирование, использование полиизобути-лена и некоторых других полимеров. В последнее же время все чаще и шире начинаем применять и новые виды покрытий, прежде все

го металлизацию поверхностей алю минием, цинком, титаном, нержа веющей сталью. В некоторых случаях после металлизации мы еще защищаем поверхность эмалью. Кстати, этому виду комбинированной защиты, разработанному нами совместно с Брестским строительным институтом, были .присуждены медали ВДНХ. Кроме того, вместе с сотрудниками этого института мы разработали новый способ стекло-эмалирования трубопроводов. Нема ло интересных работ мы ведем так же и с Всесоюзным межотраслевым НИИ по защите металлов от коррозии ГКНТ и другими научными организациями.

Скажем, сейчас совместно с Институтом проблем литья АН УССР и институтами Минэнерго мы разрабатываем документацию на строительство заводов... каменного литья. Зола, когда она движется по трубопроводу, обдирает его внутреннюю поверхность, словно на ж дачная бумага. И какие виды покрытий ни пытались мы применять, все равно хватало их на год-пол-тора.

Вот и подумали ученые: а нельзя ли использовать для внутреннего покрытия гидрошлаководов каменное литье? Йровели опыты и установили, что трубопроводы, облицованные изнутри вкладышами, отлитыми из камня, вполне могут служить без ремонта 10—15 лет. Ведь камень не ржавеет.

А вкладыши, кстати, отливают из отходов каменных строительных карьеров и... шлаков, остающихся на тепловых электростанциях.

— Александр Иванович, применение вкладышей из каменного литья — оригинальный способ защиты трубопроводов. Можно пожелать, чтобы он быстрее нашел применение не только на электростанциях. Скажите, а есть в Союзспецэнерго другие разработки, которые впервые начали применяться или использоваться только у вас, а теперь нашли более широкое распространение?

— Методов и способов, получивших путевку в жизнь именно в на шем объединении, немало. Расскажу лишь об одном. Сами понимаете, дымовые трубы и градирни современных тепловых и атомных электростанций — это чаще всего сооружения в десятки, а то и сотни метров высотой. Да и на здание станции не всегда можно забраться с помощью привычной всем «люльки». И чтобы хорошо ремонтировать и (защищать их, в Союзспецэнерго впервые в стране был широко освоен метод так называемого «промышленного альпинизма».

Зародился он на Ленинградском

42