Техника - молодёжи 1984-12, страница 46

Техника - молодёжи 1984-12, страница 46

производственном участке по инициативе его начальника Николая Петровича Плужника.

И что отрадно: «на высоту» с большой охотой идут работать молодые ребята после службы в армии, в десантных войсках, на флоте. Нравится им это нелегкое дело, хотя; признаться честно, мы даже не можем точно определить их квалификацию. Ведь ни в одном справочнике вы не найдете такого понятия, как «промышленный альпинизм», мы сами его придумали. Сейчас у нас таких специалистов около 300 человек.

Их основная обязанность — обследование высотных сооружений и определение степени их разрушения. А затем они ведут необходимые ремонтные и защитные работы. Так что назвать их можно и сварщиками, и ремонтниками; и кисло-тоупорщиками, и монтажниками. Вполне понятно, что на высоте 300—330 метров механизацию особенно не применишь, и все же мы давно убедились, что производительность у промышленных альпинистов значительно выше, чем у обычных антикоррозионщиков, работающих в «люльке».

Наши ребята обслуживают не только электростанции. Такие специалисты есть только в нашем ведомстве, вот и приходится им взбираться на промышленные сооружения химических, металлургических, машиностроительных и многих других предприятий, обследовать их и проводить все необходимые защитные мероприятия.

— Из того, что вы только что сказали, нетрудно сделать вывод: больше подобными работами никто не занимается. Так почему же подобные объединения есть еще далеко не во всех министерствах? Неужто они собираются всегда обращаться за помощью к вам?

— Как вам сказать? Спору нет, в некоторых министерствах есть довольно сильные антикоррозионные подразделения. Однако во многих промышленных центрах страны существуют только небольшие подразделения, ответственные за антикоррозионную работу. Но они слабосильны, подчинены различным ведомствам, и потому в крупном промышленном центре порой может оказаться до десятка таких полукустарных участков. Или же возьмите такой аспект, как подготовка кадров. У нас в объединении за прошедшие годы было подготовлено около 6,5 тыс. высококвалифицированных антикоррозионщиков, в том числе около 600 инженерно-технических работников. В мелких же подразделениях подготовкой специалистов практически не занимают

ся. А это значит, что люди по неопытности портят технику, неправильно применяют и излишне расходуют антикоррозионные материалы. Да и текучесть кадров там очень большая, ведь работать-то им без опыта неинтересно — не то что нашим людям. И при этом они с избытком получают и технику и материалы, которых нам порой не хватает, а пользоваться ею как следует не умеют.

Я мог бы привести еще несколько примеров из этого ряда, но сейчас хочу сказать о другом. Именно потому, что организаций, как наша, при других министерствах пока, на мой взгляд, слишком мало, к нам довольно часто обращаются с просьбой о помощи. За годы существования Союзспецэнерго было обслужено около 40 предприятий, 13 министерств, хотя мы и не могли удовлетворить все заявки.

— Это, Александр Иванович, не совсем понятно. Вот ваше министерство одним из первых в стране создало разветвленную, действенную службу борьбы с коррозией.. Но ведь от коррозии страдают не только электростанции. Почему же таких мощных служб еще недостаточно при других министерствах?

— Вы совершенно правильно заметили, что коррозия — враг не только энергетических объектов, но и сооружений подавляющего большинства отраслей нашей промышленности.

Почему же не во всех министерствах антикоррозийные службы, подобные нашей? Причины совершенно разные. Одни считают, что вполне достаточно иметь небольшие подразделения по антикоррозионной защите при ремонтных трестах, хотя практика и показывает, что эффективно работать они не могут. Другие руководители не поняли всей остроты проблемы борьбы с коррозией, считая, что еще успеют создать соответствующие службы в будущем. Третьи, может быть, и хотели бы организовать объединение, как наше, но не могут найти достаточного количества необходимых специалистов. Четвертые... Да что перечислять, причин, а вернее предлогов можно найти немало.

Однако я совершенно уверен, что дальше медлить нельзя. Как подсчитали специалисты, если антикоррозийная работа в нашей стране будет находиться на сегодняшнем уровне, то к 2000 году безвозвратные потери металла возрастут вдвое. Так что защита металлов от коррозии — проблема наиважнейшая, и о ней надо думать даже, пожалуй, больше, чем об увеличении выпуска металла.

Вы можете спросить: есть ли выход из создавшегося положения? Конечно, есть, и, вполне возможно, не один. Пора серьезно действовать давно уже настала. По нашему мнению, в крупных министерствах, располагающих значительным количеством металлического оборудования и сооружений, необходимо создавать свои мощные антикоррозийные объединения. А в других случаях, вполне возможно, целесообразно организовать межотраслевые антикоррозийные службы, которые смогут обслуживать предприятия ведомств на договорных хозрасчетных началах.

Думается, идя по проложенному нами пути, будущие коллеги учтут и достижения, и опыт, и некоторые ошибки Союзспецэнерго. Но, хочу подчеркнуть, какому бы ведомству подобные антикоррозийные службы ни принадлежали, у них должна быть общая методология и техническая политика. А в технологическом и организационном отношении их разумно подчинить единому центру. Только в этом случае мы дадим коррозии надежный отпор и вернем стране тысячи, миллионы тонн похищаемого ржавчиной металла.

...Я покидал Всесоюзное производственное объединение Союзспецэнерго Минэнерго СССР со смешанным чувством. Радовало, что его сотрудники научились эффективно бороться с «рыжей чумой», как иногда называют ржавчину, н делают это не только на «фирменных» предприятиях, но и на десятках других. Но и досадно быдо, что пока этим делом занимается только несколько сильных организаций на всю страну, которые физически не способны обслужить всех заказчиков.

Так будут ли в конце концов созданы у нас соответствующие объединения при основных металлоемких министерствах и какой-то специализированный центр, о котором говорил А. И. Курилов?

Да, назрело время создать специальный центр, ответственный не только за проведение единой технической политики в интересующем нас направлении, но и наделенный правом выполнения антикоррозионных работ на предприятиях тех министерств, где организация своих подобных служб нецелесообразна. Преимущества такого центра перед нынешней службой антикоррозионной защиты несомненны. В част о-сти, он сможет решить и проблему антикоррозионных материалов, которых пока не всегда хватает, да и качество их оставляет порой желать лучшего. Единый же центр просто обязан будет эффективно решать все эти проблемы.

43