Техника - молодёжи 1985-02, страница 44

Техника - молодёжи 1985-02, страница 44

Историческая серия «ТМ» НА РЕЧНОМ ФРОНТЕ

...В начале 30-х годов корабелам киевского завода «Ленинская кузница» поручили необычное задание — построить несколько мониторов для Днепровской военной флотилии. Необычность заключалась в том, что новые боевые корабли должны были отвечать противоречивым требованиям: быть малозаметными, следовательно, небольшими, с минимальной осадкой, — позволяющим им действовать в мелководных притоках Днепра. Вместе с тем «речные линкоры» должны были обладать хорошей бронеза-щитой и мощной артиллерией.

Первенцем киевлян стал монитор «Ударный» (385 т), за ним последовал «Активный» (214 т), и лишь после них, накопив опыт, украинские судостроители в 1934 году заложили сразу серию мониторов типа «Железняков» («Мартынов», «Флягин», «Левачев», «Жемчужин» и «Ростовцев»), названных в честь моряков — героев гражданской войны.

Конструктор А. Байбаков и его товарищи создали весьма удачные корабли. Их корпуса, собранные из 16—20-мм броне листов, выдерживали попадания пуль и осколков. Низкий надводный борт и единственная надстройка делали мониторы незаметными на фоне берега. Главный калибр — две четырехдюймовые пушки размещались во вращающейся девятигранной башне (толщина брони 30 мм), через которую проходила 750-мм труба, служившая основанием для неподвижной ходовой рубки. Благодаря тому что «сотки» имели угол возвышения 60°, комендоры могли вести огонь и по воздушным целям. Зенитное вооружение мониторов состояло из 45-мм пушек и пулеметов.

Через год после закладки «Же-лезнякова» спустили на воду, а 6 ноября 1936 года он вступил в строй, пополнив дивизион мониторов Днепровской военной флотилии. В 1940 году это соединение стало ядром сформированной Дунайской флотилии.

В ночь на 22 июня 1941 года «Железняков» и «Ростовцев», стоявшие на рейде Рени, были внезапно обстреляны с противоположного берега. Не прошло и двух минут, как на вражеские батареи •брушил-ся смерч ответного огня — комендоры мониторов заставили их навсегда замолчать.

8 июля ренийская группа флотилии получила приказ перейти в Измаил. Стоило кораблям войти

в Дунай, как шедшего головным «Железн якова» обстреляли с берега. Всего трех залпов с мониторов оказалось достаточно, чтобы подавить батареи. У Хульчинского рукава корабли вновь попали под обстрел, на этот раз крупнокалиберной артиллерии, и тогда командир дивизиона В. Кринов (он командовал и «Железняковым») повел мониторы противоартиллерийским зигзагом и послал бронекатера поставить дымовую завесу.

Через несколько дней флотилия собралась в Одессе. Отсюда четыре монитора ушли на Днепр, а команде «Железнякова» довелось с моря защищать Очаков и Николаев. В октябре старший лейтенант А. Маринушкин провел свой сугубо речной, плоскодонный корабль по Черному морю через Севастополь к Керчи, где бывшего дунайца зачислили в Азовскую флотилию.

Все лето 1942 года «Железняков» сражался на Дону, громил колонны и позиции вермахта, спасал раненых красноармейцев и пассажиров с подожженных нацистами судов, отбивал непрерывные атаки вражеской авиации.

Кубань... Десять суток железня-ковцы не выходили из боя! Но противнику удалось взять под обстрел устье реки. Тогда-то командир получил разрешение взорвать корабль и прорываться к своим по суше. Но дунайцы Сумели найти выход и из этой, казалось, безнадежной ситуации. Оставив на берегу все, кроме боезапаса, моряки провели монитор по мелководной реке Пересыпи. Но когда до моря оставались десятки метров, « Железняков» неожиданно выскочил на не обозначенную на карте отмель. И тут же на неподвижный корабль набросились самолеты люфтваффе. И грянул бой! Но какой бой.,. В то время как комендоры и пулеметчики отражали одну атаку за другой, боцман и трое матросов завели якорь впереди монитора и, прыгнув за борт, прокопали своему кораблю дорогу к морю. А потом был рискованный переход на поврежденном корабле через штормовое Черное море. Давно не получая вестей от монитора, командование флота считало его погибшим. А он Своим ходом вошел в Поти!

Вице-адмирал В. Григорьев, бывший в начале войны начальником штаба , Дунайской флотилии, однажды назвал монитор «самым счастливым из кораблей, встретивших войну на дунайской границе». Да, в 1944 году «Железняков» вернулся на Дунай и закончил войну в Вене.

В середине 60-х годоЬ, когда монитор уже закончил службу, коллектив «Ленинской кузницы» решил возродить легендарны^ корабль. Один из командиров «Желез

някова», А. Кузнецов, и ветеран завода А. Щербаков доставили его корпус из Измаила в Киев, военный флот передал заводу необходимое оборудование и вооружение, и в 1967 году возрожденный «Железняков» встал на последнюю — вечную — стоянку на берегу Днепра.

А теперь вернемся к событиям 1941 года. Когда мониторы рений-ской группы во главе с «Железняковым», прорываясь к Измаилу, попали под огонь крупнокалиберных батарей, их прикрыли дымовой завесой маленькие, юркие бронекатера.

История кораблей этого класса в нашем флоте началась в середине 30-х годов, когда судостроители разработали несколько вариантов «речных танков». Наиболее удачными оказались бронекатера проекта 1124 — довольно крупные (44 т), вооруженные двумя 76,2-мм пушками в танковых башнях и несколькими пулеметами. Два модифицированных авиамотора ГАМ-34 сообщали им скорость до 21 узла. Кстати, то, что речные корабли оснащались серийными танковыми арт-установками и двигателями, применявшимися на сторожевых и торпедных катерах, сказалось в годы войны, когда было развернуто массовое строительство «речных танков». Бронекатера проекта 1125 были меньше, имели одно башенное орудие того же калибра. Корпуса катеров обоих проектов прикрывала противоосколочная броня (усиление бронирования неизбежно повлекло бы увеличение осадки). В ходе войны некоторые бронекатера проекта 1126 дополнительно оснащались пусковыми установками для реактивных снарядов калибра 82 и 130 мм.

Встретив войну на Дунае, бронекатера сражались на Днепре и Ладоге, Финском заливе и Чудском озере. В Сталинграде они обеспечивали снабжение героической 62-й армии, в Азовском море охраняли коммуникации, на Припяти высаживали десанты в глубоком тылу врага. «Бронекатера — стремительные, дерзкие, появляющиеся внезапно там, где враг их не ждал», — писал Л. Соболев.

Бронекатера прошли всю войну. Так, БКА-134 «Герой Советского Союза И. Красносельский» (см. фото на стр. 3) начал свой боевой путь у Керчи и завершил на Дунае. Там же' встретил День Победы БКА-262 «Ейский патриот», построенный в 1944 году на средства, собранные трудящимися Ейска. Ныне оба корабля стали памятниками морякам военных флотилий, сражавшихся в годы Великой Отечественной Ьойны на речном фронте. _

ИГОРЬ БОЕЧИН

41