Техника - молодёжи 1985-07, страница 30

Техника - молодёжи 1985-07, страница 30

роты в западном полушарии и к моменту перелета советских летчиков лежал в гористой ледяной пустыне Северного Ледовитого океана. Никто из людей здесь еще не бывал. Даже самолеты и иные летательные аппараты никогда не проносились над этими местами.

В 1937 году советским летчикам предоставилась возможность перелететь и над полюсом недоступности.

Успехам нашей авиации способствовало то, что Центральный Комитет партии и Советское правительство постоянно интересовались работой, нацеливая конструкторскую мысль на > наиболее важные для страны задачи, помогали преодолевать трудности.

Достижения советской авиации 30-х годов выдержали испытание временем. Они остаются в настоящем, составляя фундамент современных теоретических воззрений и инженерной практики, подобно тому как работы наших современников во многом подготавливают и предопределяют развитие авиации будущего.

1977 г.

ЖИЗНЬ,

ОТДАННАЯ

АВИАЦИИ

^б&Ы) игу feduM muJuj Ш&^Ъ 1

J /

с /Л*' "f-r^'V*

. <s ^ ^ ^

"

ВАЛЕНТИН АККУРАТОВ, заслуженный штурман СССР

Имя Михаила Михайловича Громова для нас, советских летчиков второго поколения, было очень дорого и авторитетно. И не ореол всемирной славы привлекал к нему, а высокое летное его мастерство и аналитический подход к разбору положительных и отрицательных сторон не только своих рекордных полетов, но и обычных повседневных тренировок и испытаний. Его суперсерьезное отношение к летному делу, дисциплинированность, четкость при выполнении любого задания учили нас многому. Его безграничная преданность авиации была примером того, как надо любить дело, которому служишь.

Перелет Громова с Юмашевым и Данилиным из Москвы через Северный полюс в США поразил весь мир не только исключительной смелостью, но и четкостью исполнения, словно они шли не через «белые пятна» Арктики, а по хорошо оборудованной радиомаяками дис

петчерской службы, как в нормальных широтах Европы, авиатрассе.

Во время этого знаменательного перелета наш экипаж самолета СССР-тН-169 с командиром, Героем Советского Союза, депутатом Верховного Совета СССР И. П. Маэуруком после высадки папанинцев на Северном полюсе был оставлен на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) следить эа дрейфом смелой четверки СП-1. По условиям Международной авиационной организации (ФАИ) этот остров был контрольным — самолет М. Громова обязательно должен был пройти над ним. Контроль пролета этого пункта был возложен на наш экипаж.

Наша радиостанция внимательно следила за ходом порелета с самого его начала. Уверенно и спокойно летел самолет N-25, регулярно сообщая свои координаты и условия попета. Но чем ближе он приближался

■к нам, тем большее мы испытывали волнение. И было отчего — стала резко портиться погода. Остров закрыли сплошные, тяжелые тучи, начался снегопад и порывистый ветер. Мы энали: громовскцй экипаж и в такой сложной синоптической обстановке найдет остров, луч радиомаяка обеспечит ему точный выход на Рудольф. Но погода, погода... Наше беспокойство росло. Глубокий циклон, неожиданно выскочивший со стороны Гренландии, медленно, но уверенно захватывал весь сектор северо-западной Арктики. Путь от Земли Франца-Иосифа к полюсу блокировался мощной облачностью, сильными встречными ветрами, а это грозило самолету обледенением, самым страшным врагом авиации. Охватывая самолет ледяным панцирем, обледенение нарушает его аэродинамические качества и в считанные минуты пре-

28