Техника - молодёжи 1985-08, страница 13

Техника - молодёжи 1985-08, страница 13

Осадка фундьмента под зданием привела к его деформации, в результате чего появились трещины.

данского строительства в северных условиях, о том, как молодежный творческий коллектив, в котором они трудятся, постарался облегчить решение многих из них.

СЕВЕРНАЯ ЗАГАДКА

Надо ли лишний раз напоминать, как за последние годы возрос интерес к северным районам нашей страны? Тимано-печорская нефть и норильский уголь, уренгойский при родный газ, якутские алмазы и редкие цветные металлы... И это еще далеко не весь перечень тех месторождений полезных ископаемых, которые встречаются здесь. Потому неудивительно, что 49% территории СССР, что находится во владении вечной мерзлоты, в последнее время начали осваиваться и обживать ся стремительными темпами. И как результат того — новые города. Крупные, современные: Воркута, Игарка, Тикси, Норильск, Магадан. В области вечной мерзлоты на Вилюе была построена первая в мире ГЭС. За ней вступили в строй и атомные электростанции в Билн-бине, на Кольском полуострове, открылось движение поездов на всем протяжении трассы БАМа. Неузнаваемо изменились северные районы. Но то ли еще будет?

А ведь было время, когда никто и не помышлял о застройке северной части России. Словно и не существовало ее вовсе. Если не считать маленьких деревянных домиков, возведенных местными жителями или поселенцами, то в районах вечной мерзлоты не велось никакого строительства вообще. Избы одиночек-старателей то и дело перекашивались, чем доставляли хозяевам немало волнений и хлопот.

Первой солидной стройкой на северной территории стало проведе

ние Забайкальской железной дороги в 90-х годах прошлого столетия. Вот тут-то строители вслед старателям и столкнулись с рядом необъяснимых северных загадок и явлений. Новенькие станционные здания и сооружения ни с того ни с сего вдруг подвергались деформациям. Пробовали было первостроители в целях предупреждения перекосов закладывать фундамент зданий на большую глубину. С огромным трудом, вручную производили рабочие выборку вечномерзлого грунта, бурили скважины... Однако уже в первый год эксплуатации зданий земля под ними оттаивала и превращалась в жидкую грязь, новостройки оседали, давали трещины, а иногда полностью разваливались. Например, несмотря на то что фундаменты читинских железнодорожных мастерских были заложены ниже оттаивающего летом слоя, грунт под одним из зданий все равно протаял, а по истечении трех лет строение осело на целых 80 см. На его ремонт пришлось затратить столько средств, что с лихвой хватило бы на возведение нового подобного сооружения

А вот еще более наглядный пример — здание Анадырского рыбоконсервного комбината, которое в течение трех лет после постройки разрушилось полностью. Трехэтажные жилые дома в районе Читы за 4—7 лет эксплуатации пришли в аварийное состояние. А на станции Могоча Амурской области здание паровозного депо, фундамент которого был заложен на глубину 4 м, начало разваливаться уже через год. В стенах появились трещины шириной до 3 см, фронтальная стена отклонилась от вертикали на 8,5 см. Ремонтники обнаружили: грунт на глубине почти 5 м оттаял и представлял собой жидкую массу Обследования, проведенные строителями-специалистами Забайкалья в 1926 году, показали, что почти все здания, воздвигнутые на вечномерзлых грунтах, деформированы, а некоторые из них разрушены полностью.

Эти и другие многочисленные факты поставили перед строителями злободневный вопрос: возможно ли вообще капитальное строительство в условиях вечной мерзлоты? И если возможно, то как возводить сооружения, чтобы они оставались устойчивыми на весь срок службы? Ни в отечественной, ни в зарубежной практике строительст ва ответа тогда не было.

СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ УЧЕНЫЕ

Систематическое изучение вечной мерзлоты и методов строительства на ней промышленных городов и поселков развернулось в нашей стране в 30-е годы. В 1936 году по инициативе академика В. И. Вернадского была организована комиссия по изучению вечномерзлых грунтов при АН СССР, а в 1939 году на базе созданной комиссии образовался Институт мерзлотоведения под руководством академика В. А. Обручева, который и возглавил исследования в этой области.

Главные вопросы: приемлемы ли типичные методы строительства в условиях сурового холода? Почему возникают осадки фундаментов, а грунт подвергается оттаиванию? Ведь, казалось бы, строить на таких прочных и твердых грунтах, как вечномерзлые,— одно удовольствие. Еще со школьной скамьи мы узнаем: замороженная почва представляет собой прочный монолит, способный выдержать небывалые нагрузки. Действительно, это так. Но и не так. Не стоит удивляться' на Севере иногда бывает все наоборот... Под отапливаемым зданием температура грунта значительно повышается. Содержащиеся в нем крупицы льда вытаивают, и земля, некогда представлявшая монолит, превращается в жидкую массу. Фундаменты начинают «садиться», протаивание и осадка их, как правило, происходят неравномерно, в результате чего на стенах появляются многочисленные трещины.

Значит, чтобы устранить осадки под фундаментами домов, необходимо устранить возможность про-таивания вечномерзлых грунтов. Специалистами был разработан способ так называемых «вентилируемых подполий». Здание приподнималось над землей от 0,5 до 1 м, теплота от него уже не передавалась на грунты это и создавало возможность для регулирования теплового режима основания. В 1933 году впервые в строительной практике по этому методу была воз ведена тепловая электростанция в Якутске, которая эксплуатируется и по сей день.

Наиболее распространенным типом фундаментов при строительстве способом «вентилируемых под полий» являются сваи. Их использование, во-первых позволяет из бежать трудоемких земляных ра

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА

I

11