Техника - молодёжи 1985-08, страница 10

Техника - молодёжи 1985-08, страница 10

30 августа 1935 года рядовой забойщик донбасской шахты «Центральная Ирмино» Алексей Стаханов за шесть часов вырубил 102 тонны угля при норме 7 тонн. Весть облетела всю страну. И словно в ответ на высшую производительность шахтера, кузнец Александр Бусыгин сделал за смену 1677 валов для машин такое не всякому автомату под силу. Машинист депо Славянск Донецкой железной дороги Петр Кривонос первым стал ездить со скоростью, вдвое превышающей норму. Ста

ночник Иван Гудов выполнял по 410 процентов нормы. Ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы вместо 16 24 станков работали на 216. Сталевар Михаил Привалов на Кузнецком металлургическом комбинате выплавил миллионы тонн стали на КМК так и говорили в шутку: «приваловские миллионы». Движение передовиков производства стали называть стахановским.

Первым стахановцем в сельском хозяйстве стал кубанский комбайнер Константин Борин. За 12 лет

работы па комбайне он выполнил 89 годовых норм, намолотил три миллиона пудов хлеба. В 1949 году, во время своей последней уборочной страды, он давал продукцию уже в счет 2024 года.

Сегодня знаменитый комбайнер, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кандидат сельскохозяйственных наук, член редколлегии нашего журнала Константин Александрович Борин рассказывает о том, что человеку необходимо для того, чтобы стать стахановцем:

ВЗЯТЬ ВЫСОТУ

«Совсем недавно, перед Днем Победы, получил я два приглашения на Красную площадь и на сельский праздник в Кущевский район Краснодарского края. Решил, что в этот прекрасный день обязательно должен быть рядом со своими земляками, там, откуда уходил на войну и где собирал хлеб, когда вернулся.

Прилетел я в Ростов-на-Дону, и уже у трапа встречают меня два казачонка мальчика, рапортуют традиции ударного труда на посевных полях, заложенные еще моими сверстниками, продолжаются. Смотрю я на них, и в глазах будто туман... И уж вижу не их, а себя. Постарше, правда, был, а докладывал в 1936 году на VIII Все российском съезде Советов по поручению кубанского казачества о том, что не сойдет Кубань с ленинского кооперативного пути. Вспомнилось, как в 1935 году, начав работать на комбайне, удалось мне выполнить почти пять норм, а в следующем 11,5. Больше двух пятилеток!

Сразу, выйдя из самолета, попросил проехать по полям Кушев-ского и Ленинградского районов. В знойном мареве, словно море, колыхалась озимая пшеница. Хорошие уродились хлеба в этом году. «Меньше пятидесяти центнеров нынче не возьмем», говорили местные руководители и обещали пригласить на уборку.

А я прикинул: даже современными «Колосами» и «Донами» уб

рать такой урожай будет непросто. Высчитал лучшие комбайнеры Кубани намолачивают за сезон по 20 25 тысяч центнеров зерна. Многих я знаю лично Юрия Зуба, Ивана Лысенко, Виктора Дудникова, Виталия Дрижика, Николая Высоцкого хорошие преемники стахановцев, ничего не скажешь! Некоторым из них вручал приз огромный кубок, названный моим именем, который уже не один год на Кубани вручается молодым комбайнерам, победителям соревнования. Уверен, соберут урожай до зернышка. Поможет тому современное соревнование бригад.

Сегодня уже никто не удивляется, когда хлеб убирают всего лишь за полторы недели. А еще лет пятнадцать назад большинство комбайнеров об этом только мечтали. И не потому, что якобы техника была малопроизводительна. Нет, просто не верили люди, что можно собрать урожай так скоро, потому и растягивали жатву на целый месяц. Нужен был «открытый урок», нужен был человек, который смог бы показать, что это всем по силам.

Как-то рассказывал мне Иван Лысенко, комбайнер совхоза «Степнянский», лауреат премии Ленинского комсомола, депутат Верховного Совета СССР нескольких созывов, о том, как на первой в своей жизни сессии он услыхал о рекорде комбайнера Бочкарена, который в то время за день намолачивал тысячу центнеров зерна.

Ехал тогда Иван из Москвы с одной мыслью «прописать» бы такой рекорд и на Кубани. Но удастся ли? Приехал домой, а ему и сообщают, что его учитель Юрий Васильевич Зуб довел дневную выработку до 1154 центнеров!

Обрадовался Иван — значит, и у него так же получится. В гот же день Лысенко уже молотил хлеб. Вышло 1002 центнера! Впрочем, в гу жатву тысячную «отметку» покорили многие его товарищи Иван Баскж, Григорий Га.пат, другие комбайнеры. Говорили, рекорды прямо-таки и сыплются Только не рекорды сыпались, а кубанский хлеб в закрома нашей Родины, намолоченный ударным трудом комбайнеров

У меня часто спрашивают, как я стал стахановцем.

Что на это можно сказать? Высоты скоростной комбайновой уборки покорялись не только одному мне. Много было ударников и пе редовиков. Впрочем, все мы своим трудом двигали прогресс, соревнование Порой спор шел за каждый лишний убранный гектар, за каж дый центнер хлеба. Помнится, в первую уборку мы шли почти наравне с комбайнером нашего же совхоза Максимом Безверхим. Он убрал тогда большее количество гектаров, да обмолотил меньше хлеба. Вот поэтому первенство при судили нам.

В соседних районах лидировали Трофим Косгенко, Василий Дапи-денко, Анна Кофанова. Из ореп-

8