Техника - молодёжи 1985-10, страница 59

Техника - молодёжи 1985-10, страница 59

Поэт Юрий Линник живет в городе Петрозавод ске. Ведущая тема его творчества — единство мик-ро- и макромира, он умеет видеть космическое и в живой природе: в жуках и кузнечиках, цветах и травинках (см., например, отрывок из поэмы «Космос

на Земле», «ТМ» № 3 зи этот год). Его произведения заставляют лишний раз задуматься над тем, насколько все окружающее нас взаимосвязано и как в каждом живом существе - даже крохотном отражается вся Вселенная...

Юрий ЛИННИК, г Петрозаводск

КОСМОС НА КРЫЛЬЯХ

1. ШАШЕЧНИЦЫ

Это с детства стоит в глазах: карта Марса, пари сованная II Ловсллом. Оранжево-коричневый фон; черная паутина пересохших каналов. Что-то завора живающее было в этой карте: она гипнотизировала, брала в плен своими таинственными красками и линиями.

И вот всколыхнулись в душе впечатления детства! На цветок гвоздики-травянки садится бабочка, чьи крылья словно вырезаны из марсианской карты. Да. да, будто ее лоскуток принесло ветром из давней по ры. Как не узнать чту темную сеть каналов и разлинованные ими сухие красные пески?

Это метафорический портрет шашечницы Лгални Так и хочется сделать эту бабочку героиней фантае тического рассказа. И развернуть в ней такой сюжет погибающая цивилизация Марса ищет способ сохра

нить информацию о себе Ученые понимают: мину скрипты, пленки это net подлежит неизбежному тлению. Сообщение в будущее может быть передано только через самовоспроизводящуюся цепь. Живая книжица, бабочка.

Пусть она расскажет землянам о Марсе, пусть бу дет повторяться н поколениях изображение его по верхности. И вот на Землю засылается куколка мар сианской шашечницы. Она как свиток: это туго свор пуган карта Марса.

Проходят миллионы лет и неизбежные мутации вносят искажения в первоначальный рисунок. Да и поверхность Марса сильно изменяется за эти годы Так что первым марсоироходцам по будет нужна маленькая биокарта красной планеты Но разве н этом суть? Ведь земляне пусть с миллионо.тегним опозданием получили первое послание от другого разума. И сколь неожиданная сколь фантастическая форма придана эн>м\ посланию!

Да, многое в бабочках шашечницах включает работу фантазии. Вот куколка Матурны, например. Шел я как го по апрельскому лугу и вдруг опешил перед сухим васильком. Что это. маленький с ар ко фн1 ? Чудесная раскрашенная скулыггурка закача лась передо мной на коротком паутинном подвесе

II старый стебель, к которому она была прикроило на, и все вокруг бурая опаль, зеленые пророст кн кааалось чем го случайным, привходящим А на пе реднем плане была эта куколка, воспринимавшаяся как артефакт, как вторжение иной культуры в мир земньь привычных реалий

Буд^о из белого фарфора она отлита По форме очень Похожа на египетский саркофаг, но отличается от него характером росписи Точнее, это не роспись, а раскрашенная лепнина, куколка рельефная, с вы пуклинкями и впадинами; вдоль нее иду г симметрии ныг ряды,желтых и черных бугорков. Как контрастно эти две!;*]сочетаюгея с голубовато белым фоном!

Все четко нарисованная маска рог, глаза; а под ними что го вроде ритуальной повязки, сужающейся книзу, на ней изображен загадочный символ. Что 6t/i значил этот узкий Kpeci со стреловидным заве])

Рис. Евгения КАТЫШЕВА