Техника - молодёжи 1985-10, страница 57

Техника - молодёжи 1985-10, страница 57

вместное действие проявляется в том. что он движется относительно станции не по прямой, а по весьма замысловатой траектории, даже если двигатель выключен. Поскольку дисплеем наш ПМК пока что не оборудован, полезно отмечать положение корабля после каждого маневра на листе миллиметровки это очень помогает ориентироваться в си туации.

ПОСАДКА НА ПЛАНЕТУ ЗЕГОГ

Кстати говоря, несмотря на отсутствие дисплея, «Электроника Б3-34» («МК-54») все же не лишена кое-каких возможностей в части формирования и использования видеосообщений. С двумя из них вы уже познакомились, когда осваивали «Лунолет 3». Выводится видеоинформация и в игре «Посадка на планету ЗГГОГ» (так звучит ее название на языке местных жителей), основой которой служит программа «Лунолет 1М»:

ОО.ИПА Ol.FxCO 02.20 03.2 04.x 05. t 06. ИП4 07.ИПЗ 08. -09х 10.ИПВ 11 Fx2 12.+ 13.F V 14 .ЙПВ 15,— 16.-Н 17.П2 18.БП 19.61 20.BI I 21.3 220 23.ИП1 24 С/П 25. Сх 26.ИПЗ 27.Fx2 28.Fy/2 9 ИП7 30. — 31.Fx<0 32.40 ЗЗ.ИПА 34.Fx=^0 35.45 36.ИПД 37.Fx=0 38.45 39 ИП6 40.ИП9 41.С/П 42.F043.Bn 44.49 45.ИПВ 46.ИПА 47.С/П 48. t49 П2 50.Fx,t0 51.45 52.4-53.П8 54.ИП5 55.ИПД 56.+ 57.^-58.ИП6 59.x 60.ПЗ 61 ИПЗ 62.ИП4 63,— 64.ИП2 65.x 66.ИПВ 67 + 68.ПВ 69-FB, 70.+ 71.2 72.™ 73.ИП2 74.x 75.ИПА 76 + 77.ПА 78.ИПС 79.ИПО 80.ИП2 81.x 82,— 83.Г1С 84.ИПД 85.ИП8 86.Fx2 87.FV8 8.Hn2 89.x 90. 91.ПД 92.Fx<0 93.00 94.ИП8 95. БП 96.16

По своим задачам и возможностям программа «Лунолет-1М» полностью аналогична программе «Лунолет-1» (см. «ТМ» № 6). Комплект исходных данных и аварийное сообщение формируются и вводятся точно так же, ничем не отличаются и операции при анализе ситуации и вводе маневра. Расчеты по обеим программам при одинаковых исходных данных приводят к тождественным результатам Единственное отли чие связано с тем, что «Лунолет-1М» оборудован своеобразным радаром, одного взгляда на который достаточно, чтобы оценить положение дел. Для задействования этого «радара» нужно заслать в регистр 1 слово ЗГГОГ, которое формируется следующим образом:

13 КСх (ЕГГОГ) ВП F10* КСх (ЕГГОГ) Fx (ЕГГОГ) Fx2 П1

Отметим, что в ходе этой операции на пульте целых три раза (своеобразный рекорд!) зажигается сообщение об ошибке ЕГГОГ (последнее из них, кета ти. можно в принципе записать в какой-либо адресуемый регистр — с обычными ЕГГОГами этот номер не проходит). Теперь можно вводить аварийное сообщение и обычный комплект исходных данных, а затем приступать к игре —

так, как это описано в инструкции к программе «Лунолет-1». Только теперь, помимо прежних остановов (основного и аварийного), на каждом ходу предусмотрен еще и дополнительный, демонстрационный: на индикаторе загораются слово ЗГГОГ, символизирующее планету, и точка, изображающая космический корабль. По их взаимному расположению легко судить о сложившейся ситуации. Если, например, на индикаторе светится ЗГГО.Г, значит, высота меньше десяти метров; если ЗГГОГ.— она уже больше десяти метров, но меньше ста. Удаление точки от слова ЗГГОГ отражает дальнейшее увеличение высоты полета; таким образом перекрывается диапазон высот вплоть до ста километров Если корабль поднимается еще выше «радар» отключается: точка перемешается в глубь слова ЗГГОГ. При демонстрационном останове нужно нажать С/П и ждать появления на индикаторе очередной высоты.

Подчеркнем еще раз. что работу с программами «Лунолет-1», «Луно-лет-1М» и «Лунолет-2» следует расценивать как школу первоначального обучения пилотажу; «Лунолет-3» и особенно «ОС-1» в обращении значительно сложнее. Зато тот, кто успешно освоил последнюю программу, может считать себя вполне подготовленным к осуществлению любых космических операций в окрестностях всех без исключения безатмосферных небесных тел Солнечной системы.

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

Из третьей части отчета А. Перепел-кина ясно, что Земля из системы Юпитера почти никогда не видна слишком уж малое угловое расстояние отделяет ее от пылающего солнечного дне ка. А как смотрится Земля с Марса? Из пояса астероидов? С еще более удаленных планет? И более общий вопрос: если вы находитесь на какой-то планете, то на каком угловом расстоянии от Солнца стоит искать другие планеты?

На все эти вопросы отвечает программа «Место под Солнцем»'

ОО.Сх 01 С/П 02.П1 03 П2 04.2 05.ПО 06.КИП t 07.1 08 09 Fx^fcO 10.17 11 I 12- 13.2 14-Fx" 15 3 16.x 17.4 18 + 19.1 20.0 21.+_22.КИП f23.9 24 -25.Fx=0 26.30 27.ДУ 28.БП 29.36 30.1 31,— 32.Fx=0_33.39 34.^J. 35.3 36.8 37 — 38.2^ 39.£J 40. КП 141. FLO 42.06 43.9 44.ВП 45./—/ 46.3 47.ПП 48.61 49.ИП1 50.ИП2 51,— 52.Fx>0 53Ji9 54.2^ 55.1 56.8 57.0 58.B/0 59.^ 60.ИП1 61.ИП2 62.-Ь- 63.Farcsin 64.B/0

Пользоваться этой программой очень просто. Каждая планета шифруется ее порядковым номером Меркурию соответствует цифра 1, Венере 2, Земле 3, Марсу 4, Церере и другим астероидам — 5, Юпитеру — 6, Сатурну — 7, Урану — 8, Нептуну 9 и Плутону — 10. После ввода программы в ПМК и переведения машины в автома

тический режим нажать В/О и С/П, набрать номер планеты, которую вы ищете, затем нажать ПП, набрать номер планеты, на которой находитесь, и нажать С/П После останова на индикаторе появляется значение максимального угла (в градусах), на который может удалиться от центра солнечного диска первая планета, еслц ее наблюдать со второй. Командой XV на инди катор вызывается угловой размер самого солнечного диска. Наконец, в регистрах 1 и 2 находятся радиусы орбит первой и второй планет в астрономических единицах. Получив интересующую вас информацию, вы можете вводить в машинку номера очередной пары планет. Переключатель «Р -Г» при работе с программой, естественно, должен быть установлен в положение «Г» (градусы)

Отметим что математической базой программы «Место под Солнцем» служит эмпирическое правило Боде — Ти циуса (подкорректированное для Нептуна и Плутона), поэтому получаемые с ее помощью результаты обеспечивают точность не выше той, что дает само это правило. Тем не менее она является неплохим подспорьем для того, чтобы ориентироваться в бескрайних просто pax Солнечной системы. А мало ли куда выведет нас кривая (эллипс, парабола или гипербола) в будущем!

А теперь наше очередное задание

1. Программа «ОС-1». Выполнить задачу «Кон-Тики» так., как ее понимал А. Перепелкин. Комплект исходных дан-нах: 1738000 П7 Г1А 50000 + П1 2250 П5 3660 П6 1500 ПД 60000 ПС 0 ПВ 1,62 ИП1 FVHI17 х /-/ П4 ПО. Перехватить станцию «Юрий Гагарин» и совершить стыковку.

2 Программа «ОС 1» Выполнить задачу «Кон-Тики» так, как ее понима ет М Коршунов. Комплект исходных данных ИП1 ПА 0 ПО ПВ 250000 / / ПС 40 ПД, другие остаются прежними. Найти «обходной путь», о котором говорит командир «Кон Тики», и совершить стыковку со станцией. Какой смысл вложил он в восклицание: «Пятью пять—двадцать пять!»?

3. Программа «ОС I». Найти наиболее рациональное решение проблемы, стоявшей перед экипажем «Кон Тики» в момент старта. Комплект исходных данных: ИП7 ПА ИП4 ПО 180000 / / ПС 1500 ПД 0 ПВ, другие остаются прежними. Догнать станцию «ЮГ» и совершить стыковку.

4. Программа «Место под Солнцем». Для каждой планеты Солнечной системы подыскать в пару такую, которая выполняла бы для нее функции «вечерней» или «утренней» звезды (иными словами, максимальное угловое удаление которой от Солнца примерно равнялось бы соответствующему угловому удалению Венеры в небе Земли) Как вы объясняете получающуюся закономерность? Какая планета (кроме Мер курия) практически лишена своей «вечерней звезды»?

Срок ответов — как обычно, один месяц до выхода очередного номера.

53