Техника - молодёжи 1985-12, страница 53

Техника - молодёжи 1985-12, страница 53

ховым из тех самых буквенных шифров и видеосообщений, о которых шла речь выше. Значит, не только телевидение XXI века заинтересовал этот рекордный рейс!.. Подготовка к показу данного фильма по времени многократно превышает его продолжительность, что лишний раз подтверждает простую истину: то, что мы видим на экране, являет собой всего лишь «верхушку айсберга», основная масса которого скрывается от нашего взора в темных океанских глубинах...

Первое, что нужно сделать,— это ввести в ПМК вспомогательную программу преобразования видеосообщений с помощью оператора цикла, о котором уже говорилось:

00.П1 01.ИП1 02.С/П 03.FL1 0401 »

Как видим, в ней нет ничего, кроме записи в регистр 1, вызова из этого регистра, останова и цикла по этим командам. Теперь можно приступать к формированию кадров будущего фильма (в скобках для контроля приводятся показания индикатора). Итак, F АВТ В/О Сх (0) С/П (0) С/П (—99999999) КСх (ЕГГОГ) ВП /—/ 1 В/О С/П (—Е999999.9) С/П (-9Е999998) КСх (ЕГГОГ) ВП В/О С/П (—ЕЕ999998) /—/ ВП /—/ 5 В/О С/П (ЕЕ9.99998) С/П (ЕЕ8) С/П (ЕЕ7) С/П (ЕЕ6) С/П (ЕЕ5) С/П (ЕЕ4) С/П (ЕЕЗ) С/П (ЕЕ2) С/П (ЕЕ1) С/П (ЕЕО) ВП /—/ 1 ПД (ЕЕ) В/О С/П (ЕЕ) С/П (ЕГ) С/П (ЕС) С/П (EL) С/П (Е—) ВП / / 1 ПЗ (Е. ) ВП 1 F 10' (слева на индикаторе единица, справа ноль) КСх (ЕГГОГ) ВП П9 (слева Е, справа 0) ИПД /—/ F 10* (слева единица,'справа ЕЕ) КСх (ЕГГОГ) ВП / / 11 П4 (слева Е, справа минус) 1?П / -/ 10 П8 (сообщение «Корабль над видимой стороной Луны», оно нам знакомо по «ТМ» № 9) ИП4 ВП / / 1 П5 (похожее сообщение, корабль сместился к Земле) ИПД F 10' КСх (ЕГГОГ) ВП /—/ 44 ПД (слева Е, справа два минуса) ВП /—/ 9 ВП /—/ 1 П6 (видоизмененное сообщение «Корабль над ви димой стороной») ИПД ВП /—/ 90 ВП /—/ 10 П7 (сообщение «Корабль над обратной стороной Луны») 1 КСх (ЕГГОГ) ВП П1 /—/ П2 (—Е) В/О. Подготовительная работа закончена, все кадры электронного фильма «Кон-Тики» записаны в адресуемые регистры 1—9.

Теперь нужно перейти в режим программирования й ввести в ПМК демонстрационную программу «Мультфильм» — она будет извлекать кадры в нужной последовательности Программа очень короткая, хотя использует и команду косвенного вызова, и оператор цикла:

ОО.Сх 01.9 02.ПО 03.КИП t 04.С/П 05. FL0 06.03 07.В/0

Чтобы полюбоваться теперь видеофильмом о путешествии «Кон-Тики», на

до вернуться в режим вычислении (F АВТ В/О) и нажать С/П. Фильм «Кон-Тики» состоит в обшей сложности из 9 кадров, с некоторыми мы уже сталкивались в предыдущих программах, с другими еще встретимся. Как и в «ТМ» № 9, Е означает Землю, О — Луну, знак «минус» — лунолет «Кон-Тики». Переход от кадра к кадру осуществляется командой С/П.

1. Система Земля — Луна перед стартом «Кон-Тики».

2. Старт.

3. Над обратной стороной Луны.

4. «Кон-Тики» завершает виток.

5. Старт с окололунной орбиты.

6. «Кон-Тики» на полпути к Земле. Луна справа за кадром.

7. «Кон-Тики» в окрестностях Земли.

8. На околоземной орбите.

9. Финиш.

Если продолжать нажимать С/П, фильм будет повторяться неограниченное число раз. Надеемся, что приведен-ная программа и подготовительные операции к ней помогут вам в овладении «скрытыми» возможностями ПМК

«Мне очень понравился новый раздел в журнале «Клуб электронных игр»,— пишет нам К. Седов из Риги.— Очень хотелось бы в них сыграть, но у меня нет I1MK «Электроника БЗ-34», а есть ПМК «Электроника БЗ-21», и программы, публикуемые в журнале, в мой Г1МК ввести невозможно. Поэтому мне остается лишь читать и завидовать владельцам «БЗ-34»... Очень прошу опубликовать в журнале электронные игры и для «БЗ-21». Думаю, что ко мне присоединятся многие...»

Действительно, аналогичные пожела ния высказывают в своих письмах Н. Музалёв из Минска, В. Авдеев из Омска, О. Абраменко из Хабаровска, Р. Петров из Ленинграда, Д. Кандыба из Гатчины, Я. Клиоцек из города Горячий Ключ Краснодарского края и другие читатели. К сожалению, ни программа «Лунолет-1», ни тем более последующие игры «космического» цикла не переводятся в полном объеме на язык «БЗ-21» просто в силу довольно огра ниченных возможностей данного ПМК (впрочем, в некоторых отношениях, например, для формирования различных видеосообщений, «БЗ-21» даже «богаче», чем «Б3-34» или «МК-54»). Тем не менее, идя навстречу пожеланиям читателей, мы будет теперь публиковать и игровые программы для.«БЗ 21». Вот первая из них.

00.0 01.0 02,g/n 03 F3 04. t 05.F2

10. С/П 11 Р8 12. * 13. РО 14. F7 15,-

20./-/ 21.fViD22.P0 23. Р7 24. t 25.F5

30.+ 31. Г 32. РО 33. S 34 1-г 35. t

40. F6 41. х 42. Т 43. F4 44.- 45.2

70. РЗ 71. F8 72. х 73. Г 74. F2 75+ 80. Р2 81. Г 82. Рх<о 83.0 84.F3 85.A/ 90. -5- 91. Р8 92. БП 93. ?/-/.

Эта программа является упрощенным вариантом опубликованной в № 6 программы «Лунолет-1» и предназначена для численного моделирования вертикальных маневров ракетных аппаратов в постоянном поле тяготения. Исходные данные вводятся в следующие регистры: ускорение силы тяжести (м/с2) Р4, масса корабля без топлива (кг) Р5. скорость истечения продуктов сгорания (м/с) Р6, запас топлива (кг) Р7, высота (м) Р2, скорость (м/с) РЗ. Для задания маневра нужно набрать на пульте величину расхода в кг, нажать стрелку вверх, набрать время в секундах и нажать С/П. Для реверса тяги перед С/П надо нажать ПП /—/. При оста нове высота в регистре X, скорость в регистре У. Если команда на двигатель подана с превышением наличного запаса топлива, на индикаторе горит 00. Этот же сигнал зажигается и при нажатии В/О С/П (в начале игры и при переходе к новому варианту). При всяком появлении 00 надо нажать С/Пи ждать обычного останова для ввода правильного маневра. Ускорений данная программа не контролирует, автоматическая посадка при исчерпывании топли ва не производится. Результаты слегка отличаются от получаемых в «Луноле-те-1» — немного по-другому рассчитывается реактивное ускорение.

Наше очередное задание несложное, зато полезное. Оно связано с получением различных видеосообщений, при-гсдных для использовавия в электронных играх.

1) Используя приведенную выше процедуру, сформировать шифры ЕЕ и —EL. Применив к ним команду F 10', получить соответствующие «экспонен циальные» сообщения (единица слева, справа показатель). Используя команды ВП /—/ I и ВГ1 /—/ 10, получить из базовых все остальные допустимые показательные сообщения. Составить сводную таблицу таких сообщений (нам ее высылать не обязательно, у нас она уже есть, в ответе достаточно указать количество получившихся у вас сообщений).

2) Выбрать из получившейся таблицы шифры, которые, на ваш взгляд, полезны для использования в электронных играх, и дать их интерпретацию.

Клуб электронных игр поздравляет всех участников перелета Луна — Земля с наступающим Новым годом. Желаем хорошо отдохнуть на борту гостеприимной станции '«ЮГ», но формы не терять: впереди нас ожидают суровые испытания. До Земли еще очень и очень далеко (см. схему).

С Новым годом!

Опечатки. В программе «Лунолет-2» (М 8) по адресу 23 должно стоять Fx=0.

50. -5- 51. РО 52. РО 53. t 54.P055.F8 в программе «Лунолет 1М» (S6 10) по ад-

„„ _,„„„„ „„ »— ресу 22 должна стоять стрелка вверх.

60.x 61. Т 62.F3 63 + 64. XV 65+

4 «Техника

— молодежи» № 12

49