Техника - молодёжи 1986-05, страница 32

Техника - молодёжи 1986-05, страница 32

мец» со «Святославом», «Поток Богатырь» с «Добрыней»), начали траление. Минут через пятнадцать с левого борта «Ильи Муромца», у машинной переборки, с большой силой взорвалась мина. Две части корпуса тральщика, считая от кормы, моментально погрузились в воду, и на поверхности ее осталась только часть бака, которая через 10 мин затонула. Часть личного состава силою взрыва была выброшена за борт, остальные, видя неминуемую гибель корабля, сами бросились в воду. Из 27 человек команды спаслись 16, из них двое были тяжело ранены».

После обследования «Ильи Муромца» единственной целью нашей экспедиции стал базовый тральщик (БТЩ-212) «Штаг». Как и однотипный с ним «Шкив», найденный нами в 1983 году (см. «ТМ», № 8 за 1984 год), он входил в состав 2-го дивизиона тральщиков Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота. С началом войны «Штаг» вместе с другими кораблями дивизиона очищал фарватеры от вражеских мин, ставил мины в неприятельских водах, сопровождал подводные лодки, нес службу в дозорах. 3 августа 1941 года, в 13 ч 44 мин, «Штаг» взорвался на мине и погиб в проливе Соэла-Вяйн.

Наши гидрографы во главе с капитаном В. Т. Бабаевым сработали оперативно — вышли в точку, где скорее всего находился «Штаг», ощупали дно Балтики эхотралом и поставили веху там, где самописец зафиксировал характерный всплеск. Все вроде сходилось, но полной уверенности в том, что здесь покоится именно «Штаг», у нас не было.

И вот спускаюсь вдоль троса, соединенного с якорем вехи. На глубине 15 м касаюсь крупного светло-коричневого песка. Рядом якорь вехи и... все. «Спокойно!» — говорю себе, стараясь привыкнуть к сумеречному освещению, и вскоре замечаю, что чуть в стороне толща воды у грунта темнее, чем в других местах. Немедленно устремляюсь туда и, проплыв метров 10—12, вижу среднюю часть корпуса боевого корабля, узкий кормовой мостик, сорокапятку на круглом барбете, тральную лебедку. Все, как на знакомом нам «Шкиве». Теперь наверх!

Разделяемся на две группы. Мы снимаем корабль; Александр Тараненко вооружается кинокамерой,

Гильза 75-мм снаряда с тральщика № 1 («Линнеа»). Хорошо видны знак Ижорского завода и год выпуска партии снарядов.

С борта тральщика N9 1 поднята часть пулеметной ленты. Особый интерес она вызвала у юных участников экспедиции Павла Пономарева (второй с л е в а) и Юрия Каштанова (крайний справа).

Автор статьи и Александр Тараненко показывают товарищам именную доску тральщика «Илья Муромец».

Василий Яворский берет фотобокс, мне выпадает роль осветителя. Конечно, переносить тяжелый подводный фонарь нелегко, того и гляди зацепишь за что-нибудь кабелем, но, • с другой стороны, я невольно выступаю в роли режиссера — ребята снимают то, что я освещаю (впрочем, план съемки мы обсудили заранее). Вторая группа ищет документы, приборы, личные вещи моряков.

От носовой переборки машинного отделения до кормы корабль лежит на ровном киле. Верхняя палуба сильно проржавела, даже

30