Техника - молодёжи 1986-05, страница 45

Техника - молодёжи 1986-05, страница 45

ливое тщание вашего высочества в вещах не часто случающихся, дерзнул ныне донести, что оных много в солнце является и, возможно, оных гораздо внятно трубою зрительною видеть, егда ближайшее стекло к глазу умеренно покоптит ся.

Я надеюсь, что ваше величество, конечно, оныя пятна можете увидеть, ежели да изволите кому ни есть приказать по вся дни недели две смотреть дважды или трижды в день, понеже иногда в нем ничего не видеть, когда солнце поворачивается на оси своей в 26] /4 дней.

И понеже сие, колико мне известно, уже с 30 лет не видно было, и я отроду своего впервые увидел, того ради не мог удержаться не донеся о сем...»

В приведенных чрезвычайно интересных отрывках нельзя не обратить внимание на прямое свидетельство Брюса, что Петр был любопытен «к вещам не часто случающимся», а также на предложение организовать регулярные наблюдения за северными сияниями и. пятнами на солнце. Стоит указать, что и Лейбниц в письме к Петру от 1 сентября 1712 года столь же настоятельно советовал проводить «магнитные наблюдения». Переписка Брюса и Петра изучена недостаточно; представляется весьма заманчивым выяснить — а может быть, Брюс пытался на основании своих многолетних наблюдений установить взаимосвязь между пятнами на солнце, северными сияниями и магнитными бурями?

Смерть Петра I Брюс воспринял как величайшее несчастье. Предвидя, что в скором времени при дворе начнутся бесконечные козни сталкивающихся между собой временщиков и себялюбцев, Брюс уходит в отставку и целиком отдается научным занятиям.

А через некоторое время по Москве пошли слухи, что старый Брюс мастерит какую-то «куклу», сиречь «механическую персону». Когда ее заводили, она «оживала», поворачивала голову, поднимала рук> и затем садилась в кресло.

Слухи были упорными и со временем обрастали невероятными подробностями. Некоторые уверяли, что в лунные ночи Брюс разговаривает с куклой и она ему отвечает. За ученым прочно утвердилась слава колдуна и чернокнижника...

Однако, хотя историки и не отрицают существования «куклы Брюса», ни ее чертежей, ни детального описания до сей поры не найдено. Уместно задать вопрос: «Каким могло быть ее наиболее вероятное целевое назначение?» Играть и забавляться куклой в доме Брюса было некому, ибо был он бездетным. Тогда зачем потратил ученый столько времени и труда на столь сложное техническое сооружение?

Нельзя не обратить внимания, что Брюс создавал якобы свою механическую куклу примерно тогда же, когда скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744) работал над знаменитой «восковой персоной».

На третий день после смерти Петра, 28 января 1725 года, Растрелли с двумя помощниками в присутствии Екатерины I, Меншикова, Брюса и еще нескольких приближенных снял гипсовые слепки с лица, кистей и ступней Петра, а также сделал тщательные обмеры тела. Были сняты слепки даже с затылка и шеи. В течение нескольких месяцев скульптор собственноручно вырезал из дерева по снятым меркам фигуру Петра и вытачивал шарниры для суставов рук и ног. Парик был изготовлен из собственных волос царя, остриженных в 1722 году^в сильную жару во время Персидского похода. Глаза написал на золотых пластинках живописец-миниатюрист Андрей Овсов. «Персону» нарядили в парадный костюм, который Петр надевал всего один раз — в день коронации Екатерины, 7 мая 1724 года в Москве. Он был голубого цвета, богато украшенный серебром. Через правое плечо перекинута лента ордена Андрея Первозванного, которым Петр был награжден в 1703 году за победу на море над шведами близ крепости Ниеншанц. Слева на боку — кортик, с эфесом из золотой гарды и черенка китайского аспида. В ножнах кортика были спрятаны походный нож и вилка. «Персона» многим казалась живой!

И нет ничего странного в том, что Брюсу могла прийти в голову идея «оживить» фигуру Петра, сделать ее подвижной при помощи особого часового механизма. Благо что прецедентов насчитывалось в начале XVIII века предостаточно. Человекообразные автоматы строили многие механики в Германии, Франции, Англии и других странах. Были построены даже говорящие автоматы. Историки техники придумали даже особый термин «пигмалионизм», намекая на известную легенду о Пигмалионе и Еалатее...

Сама идея построить «автоматического человека» интриговала и философов. Много споров породила, например, книга Ж.-О. де Ламетри (1709— 1751) «Человек-машина». Уже в те времена в принципе исследовалась возможность перепоручить «автоматам» монотонную, неинтересную работу, а также труд в тяжелых, вредных и опасных для человека условиях. Начиная с античных времен, многие механики и изобретатели тратили годы на реализацию идей, связанных с «автоматом». Уже легендарный Дедал, согласно преданию, умел делать статуи со скрытым внутри механизмом, которые с наступлением ночи сходили со своих пьедесталов. Невероятные рассказы, сохранившиеся в памяти людей об автоматах Альберта Больштедта, прозванного за обширные научные познания Великим, видимо, имеют под собой вполне реальную почву. Нет ничего сверхъестественного в том, что один из его «автоматов», когда к нему приближались, вставал и открывал дверь. Роджер Бэкон после долгих лет упорного труда создал говорящую бронзовую голову, а затем и «большую летающую железную муху». Астроном

ЖШГ • Г f

х/ у у

Жан Мюллер (1436—1476), более известный в истории под именем Регио-монтануса, сконструировал «железного орла», который якобы неплохо летал. Полет механической птицы был рассчитан так, что она, сделав круг, возвращалась и вновь садилась на руку своего создателя.

Примерно в это же время знаменитый механик Соломон де Коз построил «автоматического человека», который мог петь. Предварительно надо было зарядить его водой и воздухом, а также развести огонь в особой камере.

В первой четверти XVIII века, уже во времена Брюса, механик из Гренобля Вокансон (1709—1782) демонстрировал в Париже «автоматического флейтиста», исполнявшего на своем инструменте одиннадцать мелодий. И еще утку, которая ходила, громко крякала...

Особенно громкую славу стяжал в XVIII веке механик из Лашо де Фон Пьер Дро (1721 —1780), сделавший вдвоем с сыном рисующего и пишущего мальчика, а также музыкантшу, играющую на клавикордах (стр. 44). «Автоматы» настолько поразили воображение парижан, что впоследствии все механические куклы стали называть «андроидами» (вот каково происхождение популярного в нынешней НФ термина!). Действительно, не отдать должного таланту Дро было нельзя. Перед его «малышом» клали на стол лист чистой бумаги. Повинуясь скрытому внутри механизму, он вдруг «оживал», обмакивал перо в чернильницу и принимался писать на бумаге комплимент своему создателю. Программу можно было изменить — и «писарь» превращался в «рисовальщика»...

Венский ученый Вольфганг Кемпе-лен (1732—1804) проводил тщательные

43