Техника - молодёжи 1986-05, страница 44

Техника - молодёжи 1986-05, страница 44

менника Ктесибия, изобретателя водяных часов; Герон Александрийский в I веке описал целое представление греческого «театра автоматов». XVII—XVIII века — время буйного расцвета «андроидов»: металлическая музыкантша Медичи, действующие фигурки ремесленников Георга Гарсфедера, автоматы семьи Дро и Фридриха Кнауса; Швейцария, Италия, Германия, Франция... А вот еще несколько любопытных свидетельств.

«Гюйгенс, создав маятниковые часы, ввел в технику новый вид связи между управляемым и управляющим органом... Через два с половиной столетия Е. Румер дал ей имя—«обратная связь»,— пишет В. Д. Пекелис в книге «Кибернетическая смесь».— Обратная связь стала основой автоматических процессов...»

Слова самого «отца кибернетики» Норберта Винера: «Если бы мне пришлось выбирать в анналах истории наук святого, покровителя кибернетики, то я выбрал бы Лейбница...» И далее: «Как философ, Паскаль не мог пройти мимо глубокого осмысления факта создания счетной машины. «Вычислительная машина выполняет действия, более приближающиеся к мысли, чем все то, что делают животные»,— заявил он... Изобретение укрепило в Паскале мысль, внушенную ему хотя и ошибочным, механистическим, но для- своего времени прогрессивным философским учением Декарта, что ум человека действует автоматично и что некоторые сложнейшие умственные- процессы не отличаются от механических»...

Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль — предшественники, старшие современники, учителя Брюса. Как видим, стремление создать человекоподобного «голема» могли подогревать в то время не одни только старые легенды и книги античных авторов — идея витала в воздухе, горячо обсуждалась в научных кругах, претворялась в жизнь. Теоретическая база уже существовала. А техническая?

В руках Брюса — «министра промышленности» Петра — огромные ресурсы. Рядом и под его руководством работают десятки инженеров, изобретателей, народных умельцев, которых, как известно из документальных источников, всячески поддерживал Брюс. Артиллеристы-новаторы Корчмин и Лихарев, знаменитый Андрей Нартов, создавший оригинальный токарно-

копировальный станок с механизированным суппортом...

Вспомним, наконец, о том, что все ученые того времени были одновременно и создателями новой техники: Лейбниц изобрел целый ряд оптических и пневматических механизмов, оригинальную счетную машину и первый интегрирующий механизм; Гюйгенс усовершенствовал телескоп, сконструировав названный его именем окуляр, разработал ряд приборов, относящихся к часовым механизмам; Ньютон создал зеркальный телескоп; Гук работал над проектами летательных аппаратов — очевидно, именно знакомство с его идеями в Лондоне, во время Великого посольства, и послужило поводом для пророческих слов Петра о том, что потомки будут летать, как птицы...

Кажется, существовали все условия — была идея, теоретическая база, технические возможности; была и заинтересованность — и не только из-за пристрастия царя «к механическим искусствам»: в подобной же «занимательной» форме входили в отечественный обиход многие достижения научной и технической мысли. Но существовала ли на деле «говорящая кукла» Брюса? Легенда утверждает: да. Но если Яков Брюс и в самом деле построил своего андроида — человекоподобное устройство с часовым механизмом, способное повторять элементарные человеческие движения и, быть может, даже произносить отдельные фразы,— то почему не осталось упоминания о нем в многочисленных и весьма подробных свидетельствах современников?

Можно предположить одно — в то напряженное и суровое время было не до кукол, да и волна нововведений, волна необычных для наших предков понятий и вещей, по всей вероятности, захлестнула творение Брюса, погребла под тысячами фактов и событий. Много ли мы знаем о работах Брюса, особенно трудах последнего периода его жизни, когда он, освободившись от государственных дел, целиком ушел в науку? Сколько еще загадок скрывалось за стенами снесенной в 30-х годах уже нашего столетия Сухаревой башни, за стенами глин-кинской лаборатории?

И может быть, кому-то из современных историков еще предстоит пролить свет на загадку создания первого отечественного антропоморфного автомата...

КУКЛА БРЮСА

Лев ВЯТКИНР

Москва

Имя Якова Виллимовича Брюса (1670—1735) было широко известно среди москвичей. Его наблюдения за небесными светилами из астрономической обсерватории, которую он оборудовал на верхних этажах Сухаревой башни, и знаменитый «Брюсов календарь» создали ему славу «доктора Фаустуса». Переводчик и редактор ряда научных изданйй, он собрал 1500-томную библиотеку по механике, естественным наукам, военному искусству, философии, медицине, завещанную Российской Академии наук.

Петр ценил ум и образованность Брюса и очень любил слушать неторопливые рассказы его об иных мирах, Луне, планетах и звездах. Брюс сумел увлечь царя астрономией; между ними завязалась переписка, которую с полным основанием можно назвать научной.

Брюс — Петру, Москва, 22 марта 1699 г.

«Милостивый государь!.. При сем доношу, когда изволишь потемнение солнца примечать, тогда изволь избрать избу, в которой бы можно было окны все закрыть, чтоб свету в ней ничего было.

Такожды надобна трубка зрительная, которую в яблоко деревянное (кронштейн.— Л. В.) вкрепить, чтобы можно было трубку на все стороны поворотить на ту стать как у астролябиу-ма... Сие изготовивши, надобко... круг солнечный на разных бумажках начертить, чтобы в разные времена величество потемнения ведомо было.

Остаюсь твой всем сердцем — Якушко Брюс».

Брюс — Петру, Петербург, 16 марта 1716 г.

«6-го числа с вечера, около девяти часов, явилось светло за облаками близ горизонта от норд-веста даже чуть не до самого норд-оста... Пламена огненные гораздо жидким цветом вверх от горизонта простирались и показывались везде по небу кругом по всем странам... Сии временныя видения продолжались до второй четверти второго часа по полуночи.

Всего дивняе мне казалась континуа-ция сего временного горения, ибо егда метеоры являются, то оные по явлению скоро сгорают и минуются.

Ежели простых людей к мнению приставить, то бы возможно многия изображения яко же они представляют со-делати...»

Брюс — Петру, 18 июля 1716 г.

«Было мое желание вашему величеству донести, что я в солнце пятна усмотрел... Напамятуя любопытство и особ

42