Техника - молодёжи 1986-06, страница 11рамки «художественной летописи» первых космических запусков, то ныне вбирает в себя такие направления, как научная и космическая фантастика, история космонавтики, лирико-философский и космический пейзаж. Все больше появляется за последние годы произведений, насыщенных социальной тематикой, посвященных борьбе народов за мирный космос, международному сотрудничеству в его освоении, в решении глобальных задач: экологии, совершенствования средств связи, метеорологии, навигации и целого ряда других. Богатейший арсенал художественных средств, стилевое и сюжетное многообразие, творческий опыт приносит искусство в этот свой новый, космический жанр, чтобы как можно полнее выразить в нем дух современности. А ведь именно в этом р состоит цель художника. Не потому ли сейчас над темой космоса увлеченно работают десятки и сотни мастеров нашей страны? Вспомним .слова летчика-космонавта СССР' и худож И. Хелмут. Из цикла «Современные ритмы». Полет. 1973. Цв. офорт. ника В. А. Джанибекова, сказанные им от лица всех космонавтов: «Главная наша задача, как я ее понимаю,— заинтересовать художников-профессионалов космической темой. Показать, что она может стать мощным средством борьбы за будущее, борьбы за мир на Земле». Этот призыв был услышан. Смотром достижений советского «космического искусства» стала Всесоюзная художественная выставка «Космос для мира», открывшаяся в апреле 1986 года в Центральном Доме художника в Москве. С ее материалами мы познакомим читателей в ближайших номерах. А пока несколько характерных для 70—80-х годов произведений талантливых представителей нового жанра. Живопись Бориса Окоро-кова и графика Александра Дембо необычны по сюжетам и раскрывают новые грани в теме «Человек и космос», в образах тех, кто был первым в теоретическом или практическом освоении Вселенной. Мастерски выполненные офорты Илна- ра Хелмута выражают чувства очевидцев и современников первых полетов за пределы Земли: для этого художники прибегают к усложненным. насыщенным разнообразной зрительной «информацией» монтажным композициям, приемам коллажа. И вместе с тем во всех этих столь различных работах заметно жанровое единство. Их авторов объединяет живой интерес к новой космической технике, вера в ее покоренную человеком силу, зрелая мечта о будущем и память о прошлом космонавтики. Немаловажно отметить и другое. Вместе с нашими учеными, космонавтами, специалистами по космической технике мастера «космического искусства» глубоко чтут завет Циолковского: отстаивать своим талантом и творчеством лишь «мирные и высокие цели». И потому мы верим вместе с ними: космос останется мирным во все времена. Валерий КЛЕНОВ, искусствовед А. Дембо. В память Ф. Цандера. 1978. Цв. офорт.
|