Техника - молодёжи 1986-07, страница 53

Техника - молодёжи 1986-07, страница 53

V

слабы, чтобы видеть их невооруженным глазом. Правда, неугомонный в своих критических замечаниях Лев Роканиди указал, что «вечерними» звездами обделены также Плутон и Нептун: с них, дескать, предыдущие планеты (Нептун и Уран) различимы не лучше, чем с Земли, а поскольку с Земли их не видно, то... Однако администрация КЭИ с оригинальничаньями отдельных участников перелета (то они программы какие-то выдумывают, то видеосообщения, то им, видите ли, универсальный обнулитель «1—00» не нравится, то еще что-нибудь) уже свыклась и поняла, что все они преследуют одну-един-ственную цель: любой ценой затянуть отсылку очередного ответа! Да ни^то этого вроде и не скрывает. Например, Роканиди: «Нужно было написать два отчета о полетах. Именно они вызвали задержку в отправке письма, ибо летать куда легче, чем писать».

Именно так: летать легче, чем писать! Ну-ну! Впрочем, перевернем страницу отчета:

«На причальной мачте марсианской орбитальной станции «Джонатан Свифт» висит лунолет № 37000. Кто и с какой целью дорисовал три лишних нуля, до сих пор неизвестно. Ясно лишь то, что это произошло, вероятно, еще на Земле. А так как исправлять индексы в Космо-флоте всеми инструкциями и правилами категорически запрещается, все сорок лет эксплуатации безвинная машина пролетала с нелепым числом на борту. Пользовались ею в последние годы редко: показать какому-нибудь инспектору орбитальное хозяйство или небольшой груз подвезти, почту...

Например, этот ящик, расположившийся в штурманском кресле. На нем размашистая надпись мелом: «100 кг. До Фобоса. Резче 3 q не дергать». Напротив сижу я. Гляжу, как ползет стрелка по топливной шкале. Через некоторое время она добирается до ограничителя: 3500 кг. Что-то лязгает об обшивку Магнитный захват освобождает суденышко, мачта отходит в сторону. Индикатор на пульте загорается мягким зеленым светом. Можно лететь.

Нажатием кнопки запрашиваю навигационную систему о полетной обстановке: до Фобоса 15 мега-метров по горизонтали и 6 по вертикали. Значит, обгоняет станцию «ДС» на четверть витка. Понятия

lq

не имею, какие из этого делать выводы и как планировать рейс. В таких случаях надо руководствоваться принципом «не мудри». Поэтому начинаю разгон самым естественным образом: полный вперед (90°), 250 кг за 6 с. Дважды нажимаю клавишу «Пуск». Двигатель грохочет, терзая барабанные'' перепонки. Машину трясет и дергает хуже телеги на булыжной мостовой. Отяжелевшей почти втрое рукой сдвигаю рычаг расхода на двухсоткилограммовую отметку и вновь дважды подаю команду на двигатель. Затем еще одну: 170 кг за 5 с. Пожалуй, хватит на первый раз. Наступает тишина. Она вливается в уши, как холодная речная вода, когда, войдя по колено и ежась от утренней прохлады, бухаешься в нее с размаху, подняв тучи брызг. В этой тишине слышно, как распрямляется прогнутая на разгоне обшивка кресел. Приходится приложить усилие, чтобы руки опустились на пульт. Смотрю скорость: по авиационным меркам два маха с хвостиком.

Внизу, в легкой дымке, дневная сторона Марса^ Фобоса не вижу, хотя и должен бы, пусть в виде звездочки. Зрелище из полусферы кабины предстает, безусловно, величественное и прекрасное. Тут тебе и Солнце, и звезды, и Луна, и Земля, и все это сразу вместе... По моим расчетам, межорбитальный переход займет час-полтора. Надо было прихватить журнал, да не подумал в спешке. Время движется медленно, нехотя прибавляя секун-

Консультант раздела — Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР КХ Н. ГЛАЗКОВ

ду за секундой к показаниям борт-хронометра. Его круглый циферблат разбит на 300 делений, один круг стрелка завершает за пять минут. Пять минут, пять коротких, как вспышка молнии, рабочих минут он обращает бесконечными тремястами секундами.

Полет к Фобосу (по эскизу В. Лёдохина).

Маневрирование в окрестностях Фобоса (по эскизу А. Артамонова).

Так проходит 1 час 25 минут, или 5100 секунд. Семнадцать раз по бесконечности. Открываю глаза и вижу сияющий шарик Фобоса. Он выглядит крупнее Луны. Осталось 815 км вверх и 609 вперед да скорости уравнять: сбросить излишек вертикальной (574 м/с) и скомпенсировать недостаток горизонтальной (—366 м/с). Ставлю рычаги на 200 кг за 6 с, угол тяги прежний, 90°. Два раза запускаю двигатель. Перегрузка вплотную приближается к трехкратной. Еще 200 кг: увеличиваю на секунду время маневра. Наконец последний импульс: 150 кг за 5 с. После отсечки двигателя отдыхаю 4X300=1200 с. Ровно двадцать минут. За это время горизонтальная скорость снижается до 96 м/с, вертикальная достигает 635. Будем гасить вертикальную: 180°, 150 кг, 6 с. Четырежды отправляю топливо в дюзы.

КЛУЬ ЭЛЕКТРОННЫХ иг»