Техника - молодёжи 1986-12, страница 37

Техника - молодёжи 1986-12, страница 37

ные данные по нему и место сооружения выдал, как если бы пришлось строить известный Исаакиев-ский собор в Ленинграде. И вот настало время, когда незадачливый кандидат пришел и начал бойко излагать свои предложения. Чтобы пропитать сосновые сваи, а их для укрепления основания под собором забили в грунт более 10 тыс. штук, нужно было приобретать за рубежом и оборудование и смолу или покупать уже готовые пропитанные сваи. Чтобы поднять и установить 48 монолитных гранитных колонн, весом более 100 т каждая (кстати, они были крупнейшими в мире, за исключением Александровской перед Зимним дворцом и Помпеевой в Риме), за пределами отечества надо закупать и краны. Да и с монолитным гранитом теперь тоже вроде бы туго. И так далее, что ни пункт суждений, то импорт.

В общем, оказалось, что построить сейчас Исаакиевский собор, а подобная картина вырисовывается и с Сухаревой башней, на отечественные средства, подразумевая под ними технику, материалы и прочее, невозможно. Этот безрадостный вывод свидетельствует не о нашем неумении или бедности ресурсов, а о том, что в последние два десятка лет часть наших хозяйственников в своей деятельности соскользнула на кажущийся легким путь: стоит ли напрягаться, как и из чего что-либо сделать, когда можно закупить требуемое за рубежом в готовом виде, так сказать, «под ключ».

Можно, конечно, построить на валюту и гостиницу и завод, но восстановление национального памятника отдавать в чужие руки по меньшей мере кощунство. Да и крайне неловко получается перед памятью наших предков. Выходит, если нет крана соответствующей грузоподъемности, значит, нельзя и груз поднять Как показывает практика, безвыходных положений не бывает Ведь поднимали же наши предки, практически не располагая никакой техникой, эти колонны сто с лишним лет назад, доставляли гранитную глыбу под памятник Петру I, делали, и в достаточном количестве, большемерный кирпич. Все это не составляет секрета.

В среде специалистов проскальзывает иногда сомнение такого рода — нужно ли начинать, по сути дела, новое строительство, в то

время как в защите нуждаются десятки, сотни исторических памятников, а до них не доходят руки, поскольку очень трудно пока с ресурсами. Не лучше ли то, что может быть выделено на Сухареву башню, направить хотя бы на консервацию тех памятников, которые того и гляди разрушатся?

Сомнение на первый взгляд вроде бы и серьезное, наверное, с ресурсами действительно неважно, но так протянется и дальше, если за-^ нимать инертную позицию, которая, думается, во многом проистекает из старого закостеневшего мышления, не отвечающего реалиям сегодняшнего дня. На выпрошенных ресурсах далеко не уедешь, поправляешь одно, ветшает другое. Здесь нужна какая-то новая стратегия, как говорится, где есть воля, там есть и средства, там есть и направление развития.

Сложный путь прошла наша страна, и потому так исключительно богата историческими памятниками, но мы только-только начинаем приводить в порядок это запущенное хозяйство. На первых порах, видимо, можно было кое-как перебиться и выпрошенными ресурсами. Но теперь, по мере разворота дела, реставрационной отрасли нужна собственная материальная база — те же заводы, выпускающие большемерный кирпич, пусть даже заброшенные и полувыработанные каменоломни, цеха и фабрики, изготавливающие старинные дверные петли, скобы, замки, словом, все, что нужно. Хорошо поставленная реставрация может и должна быть исключительно прибыльным делом, ведь исторические памятники представляют собой материальную основу процветающего ныне повсюду туризма.

Что же касается конкретно Сухаревой башни, то, как говорилось, расходы по ее сооружению берет на себя Министерство морского флота СССР, поэтому интересы других памятников от этого не пострадают. Но, думается, глубинный смысл возрождения Сухаревой башни заключается в том, что с ее сооружения может начаться создание индустрии реставрации, а кроме того, башня послужит и катализатором общественного движения за сохранение реликвий прошлого.

Жизнь уже показывает нам очень поучительные примеры, когда сотни, тысячи людей в выходив г дни и во время отпуска собираются по

своей инициативе и едут бескорыстно, только ради сопричастности к великим творениям предков, помогать в реставрации памятников. Какая другая отрасль может похвастаться таким количеством преданных друзей и единомышленников?

К сожалению, используется этот труд, как правило, малоэффективно, считается, что если он бесплатный, то не нужно его и учитывать, и заботиться о высокой производительности. А в этом бесплатном труде кроются поистине неисчерпаемые резервы. Почему, например, эти добровольные помощники, большинство которых имеет высшее и среднее специальное образование, используются в основном на примитивнейших работах — уборка мусора, погрузка, разгрузка, переноска тяжестей? Разве среди них не нашлось бы людей, которые охотно овладели бы секретами мастерства плотника, каменщика, резчика по дереву или каменотеса? Для этого, конечно, нужно проделать более серьезную организационную работу, чем просто объявить по городской радиосети время и место сбора. Но у нас ведь есть Всесоюзное общество по охране памятников истории и культуры (ВООПИК), насчитывающее миллионы членов. Ему, как говорится, и карты в руки. Необходимо повсеместно открыть курсы для подготовки любителей-реставраторов по специальностям, в которых особенно остро ощущается нехватка профессионалов. А заодно следует заняться и еще одной проблемой. Мы говорим, что из-за ветхого состояния некоторые исторические памятники могут быть безвозвратно утрачены. Но если нет средств и возможностей начать незамедлительные работы по их спасению, нужно по крайней мере позаботиться о том, чтобы были сделаны с натуры их точные модели-копии. В расчете на то время, когда возникнет вопрос об их восстановлении.

Надо прямо сказать, что моделирование архитектурных памятников по сравнению с моделированием судов, самолетов и другой техники у нас совершенно не развито. А напрасно, и архитектурное моделирование .работает на дело патриотического воспитания молодежи. К тому же по заданию республиканских, краевых и областных отделений ВООПИКа кружки архитектурного моделирования при

2*

35