Техника - молодёжи 1987-07, страница 41

Техника - молодёжи 1987-07, страница 41

— На школьных каникулах,— вспоминает инженер-программист Ирина Семочкина,— мальчишки и девчонки шли буквально толпами. Начинаем мы работать в 10 утра, так до самого закрытия — 9 вечера — не замолкали у нас ребячьи голоса.

Входной талончик для работы на компьютере стоит 1 руб. 20 коп. за час. На первый взгляд удовольствие может показаться дороговатым. Но многие приходят по двое, «скинувшись» по 60 коп.

Познакомилась с друзьями, двумя Алексеями: девятиклассником Черниковым и учащимся строительного техникума Корец.

— В центр мы приезжаем уже четвертый раз,— рассказывают они.— Услышали о нем по радио. Сначала было как-то непривычно, но встретили нас здесь хорошо.

— А не дорого берут, как вы считаете? — поинтересовалась я.

— Почти как в кино,— сказал один.

— Кино с мороженым,—с улыбкой добавил другой.

А Настю Короткову, учащуюся школы-интерната № 23, в компьютерный центр в первый раз привела мама.

— Теперь, как только выдается свободное время, тотчас же еду к «Микроше».

— А далеко тебе, Настя, добираться?

— 45 минут. Но разве это преграда? В школе у нас много теории и мало практики. А здесь можно сколько угодно заниматься с машиной.

Да, компьютерный центр расположен на окраине столицы, но дети и взрослые не считаются со временем. Мне рассказали даже случай, когда школьник из Калинина, прочитав о центре в одной из газет, не удержался и приехал сюда.

Здесь рады всем пришедшим. И ничего, если кто-то не умеет пока самостоятельно общаться с компьютером. Оператор ЭВМ Александр Голов, например, утверждает:

— Наши персональные машины — «Микрошу» и «Агат» — может очень быстро освоить любой человек. Ему, правда, придется овладеть одним «иностранным» языком — «Бейсиком».

Сам Александр влюблен в компьютеры еще со школы (а закончил он ее год назад). Его основная

обязанность — помочь каждому желающему овладеть компьютерной грамотой, объяснить непонятные моменты, найти ошибку в составленной посетителем программе.

— Сколько же нужно терпения! — удивляюсь я.

— Да, иногда оно почти иссякает. Когда приходится в десятый раз за день объяснять одно и то же... Но в такие моменты я вспоминаю свои первые шаги. Мы с другом ходили в павильон вычислительной техники на ВДНХ, там осваивали компьютерные азы.

— Ну а в моей работе компьютер сможет быть помощником?

— Конечно! Машина выдаст на дисплей страницу вашей статьи, ее можно тут же отредактировать, исправить слова, вычеркнуть абзацы, подобрать шрифты... Компьютер же самостоятельно, красиво и без переносов, разместит текст.

— А что еще умеет «Агат»?

— Многое. Например, провести урок по истории, алгебре, русскому языку, географии. Все программы системы «Школьница», которые у нас есть, очень красочны, понятны, наглядны. Если возникли затруднения, можно повторить любой момент еще и еще раз — одним словом, до полного усвоения.

Я с большим интересом просмотрела один из эпизодов программы по политэкономии. «Агат» очень наглядно изобразил толстого капиталиста при галстуке-бабочке, получавшего прибавочную стоимость. А изможденные фигурки рабочих создавали эту стоимость на фоне дымящих фабрик...

Знакомлюсь с еще одним оператором — Владимиром Литвинце-вым. Он работает в игровом зале с детьми. Но это только половина его обязанностей: приходится еще выезжать во многие школы страны для установки и наладки компьютеров.

— Нередко замечаю: дети поначалу пугаются садиться за пульт ЭВМ, чувствуют себя наедине с машиной скованно. А ведь в школах не первый год преподают «Информатику и вычислительную технику». Почему же такая боязнь? Да потому, что знакомство с вычислительной техникой начинают по старинке, с заучивания формул, и только потом ребятам разрешают поиграть с машиной. Да и то

ВЕХИ НТП

лишь на 10—15 минут в конце урока.

— Говорят, ЭВМ в школах часто выходят из строя...

— Бывает. Но это там, где ими пользуются очень редко. Вот и забываются элементарные правила эксплуатации...

Володя извиняется—нужно помочь детям освоить новые игры. Их в игротеке — более сорока. Рассчитаны они на самые разные возрасты и наклонности.

— А что еще умеет ваш «Мик-роша»? Неужели только забавляться? — задаю вопрос напоследок.

— «Микроша» обучает основам информатики и вычислительной техники, чтению и счету, основам нотной грамоты. Поможет в рациональном ведении хозяйства, организации отдыха...

Конструкторы «Микроши» ставили перед собой цель сделать домашний компьютер. В качестве внешнего запоминающего устройства подойдет любой магнитофон, дисплеем служит обычный телевизор. Очень многие посетители центра хотели бы иметь такую ЭВМ у себя дома. Вот аспирант-лингвист Геннадий Кузякин. Уже несколько недель подряд он работает здесь над своей диссертацией: высчитывает таблицы и схемы, готовит к печати статьи...

— «Микроша» будет стоить 500 рублей. Считаете, дорого? Купил бы. Но пока их в продаже нет, приходится ездить сюда.

— Разве у вас в институте нет ЭВМ?

— Есть. Но чтобы работать на них, нужна готовая программа. Кто ее за меня составит? Да и компьютерным ликбезом со мной заниматься не будут. А здесь в любой момент на помощь придет опытный программист.

— Быстро вы обучились работать на компьютере?

— Недели за две. И теперь уже не представляю, как можно обходиться без ЭВМ.

— Значит, по-вашему, создание центра вполне оправдано?

— Оправдано? Да такие центры в наше время надо, как библиотеки, открывать в каждом районе!

Впрочем, последнего вопроса можно было и не задавать. Самый красноречивый ответ на него — распухшая от благодарностей книга отзывов.

39