Техника - молодёжи 1987-07, страница 43

Техника - молодёжи 1987-07, страница 43

я

де устройства, если на вход подана определенная комбинация нолей и единиц. Такую таблицу построить несложно для двух-пяти элементов, а если устройство состоит из нескольких десятков, а то и сотен микросхем? Вот тут-то и уместно обратиться к помощи ПМК.

А для задач КЭИ логические операции — это прежде всего самый удобный способ формирования различных видеосообщений. Например, если логически сложить 1,88008 и 1,43056, а затем выделить дробную часть результата, на индикаторе появится сообщение CLOSE, которое предупредит ваших домашних, что пользование ПМК для них закрыто, так как там хранится ценная прог^м-ма.

Но основное достоинство использования логических операций (в применении к ПМК) заключается в удобстве работы с закодированной в регистрах информацией. При помощи операции дизъюнкции можно очень просто установить необходимый бит. При помощи дизъюнкции и инверсии легко снять установленный бит. С помощью исключающего ИЛИ производится замена установленного бита на неустановленный и наоборот, то есть инверсия не всего числа, а заранее выбранных битов.

Наконец, с помощью операции конъюнкции легко проверяется, установлен данный бит или нет. Хорошей иллюстрацией использования описанных принципов и приемов может служить предлагаемая вашему вниманию игра «Пещера сокровищ».

Забудьте на время конъюнкцию и дизъюнкцию, двоичную и шестнадца-теричную арифметику, ибо в ваши руки попал старинный манускрипт с планами спрятанных сокровищ. В памяти всплыли остров сокровищ, пещера Али-Бабы... Страсть к кладоискательству целиком овладела вами, и, запасшись в дорогу ПМК, картой, водой (20 кружек — больше вам не унести), динамитными патронами — гранатами (двумя— больше у вас не нашлось), вы отправляетесь на поиски сокровищ. И пусть удача Тома Сойера вселяет в вас надежду!

Судя по рисунку, пещера представляет собой трехэтажный лабиринт. На каждом этаже его скрыты клады. Часть их спрятана в проходах, другие замурованы в стены лабиринта, и чтобы добраться до них, надо использовать гранаты. Клады, как известно, могут быть разными. Сокровища спрятаны на третьем, самом нижнем этаже. На втором этаже вы можете найти клады, в каждом из которых лежит по две гранаты. Клады самого верхнего, первого этажа — это драгоценные запасы питьевой воды (по десять кружек). Почему драгоценной? Потому что при каждом вашем действии в пещере запасы воды уменьшаются на одну кружку. Но помните: взяв клад на одном этаже, вы не 1айдете других кладов ни над ним, ни под ним на других этажах. И еще — в пещере орудует разбойник (индеец

Джо); он появляется, как только вы найдете клад.

Ваша задача: добраться до выхода из лабиринта и вынести оттуда как можно больше сокровищ. Проложить путь по лабиринту, не заблудиться, не сбиться в подсчете воды (она обозначена литерой Е — от английского exist — существовать), гранат (литера Г) и сокровищ (литера С) вам поможет программа.

00. Сх

01. %

02. П5

03.ИП4

04.П0

05. КПП7

06. ИП5

07. Fx*o 08.62

09. Fsi.n

10. Fx*o 11.54 12. FBx <13.5

14.-г

15.к{х}

16.Fx=o •17. 22

18. FBx

19. ИПА

20. БП 21.45 2 2. FBx 25.1 24,25. K3H

26. FBx

27. Klxl

28.ИП8

29. -

30. Fx"

31. ИПА

32. К {x}

35.x

34. ПВ

35. Fx1

36. Fs:

37. КЛ

38.K{xJ

39. Kx=o8

40.ИПА

41. KLx]

42.ИПВ

43.+

44. П9

45. ПЬ

46.КИПВ

47. КЛ

48. К (x)

49. Kx*o8 50ИП9

51. ПА

52. БП 53.01

54.КИП0

55. ИП0

56. КПП7

57. ИП9

58.КИП9

59. К©

60. КПЗ

61.КБП8

62. ИПА 65. ИП6

64. КЛ

65. K{xJ

66.Кх*о8

67. ■

68.К©

69. П6

70. ИПА

71. К Ы

72.1 73,74. Fx*o

75. 78

76. FLO

77. 72

78. ИП0

79. ПВ

80. ИП4

81. * 82. Fx2 85. Fx1

84. F10*

85. KM

86.КИПВ

87. +

88. С/п

89.Fsin

90.1

91.+

92.x

93. KCx]

94. КПВ

95. ИПВ

96.КБП5

97. ПВ

98.КИ0В 99.1 AO. -A1. КПВ A2.F Г A3. % А4.КБП8

Переключатель Р-Г установлен в положение Р. В регистр 4 вводится буква Е: 1 К- ВП П4, в регистры 7 и 8 соответственно числа 97 и 0,1. Регистры С, Д и Е определяют ваши ресурсы: 20 ПЕ (запас воды), 2 ПД (запас гранат или динамита), 0 ПС (количество сокровищ на данный момент). Регистры 1, 2 и 3 содержат соответственно планы 1, 2 и 3-го этажей. Соответвую-щую карте схему можно получить с помощью дизъюнкции. Для первого этажа исходными являются числа 1,0080808 и 1,7062264 (результат 8.70Е2-6С), для второго — 1,808 и 1,6715401 (8.Е795401); для третьего — 1,8088088 и 1,2260335 (8,—2E83LP). План расположения кладов должен храниться в регистре 6. Для нашей схемы он закодирован числом 51. Осталось записать в регистр А начальное положение: 1,0000008. Что это означает? Первая цифра (1)—номер этажа, последняя (8) — номер горизонтали на плане этажа, а позиция последней цифры относительно запятой (7) — номер вертикали на нем. Операция выделения дробной части позволяет получать более наглядную форму представления местоположения на этаже (8—07) — соответственно, 8-я горизонталь, 7-я вертикаль плана этажа. В дальнейшем ваши координаты в пещере будут храниться в регистре А. В регистре 9 обычно будут находиться координаты той точки, куда вы планировали переместиться, а в регистре 5 — код вашего последнего хода.

2 Этт^

шнсс и