Техника - молодёжи 1987-08, страница 27

Техника - молодёжи 1987-08, страница 27

ТВОРЦЫ «ВТОРОЙ ПРИРОДЫ»

диссертации, которая была сделана всего за полтора года и успешно защищена.

Польза от такого порядка вещей двойная: ВТУЗы готовят полноценных специалистов, есч можно так сказать, опережающего профиля, а научно-промышленные комплексы получают возможность использовать это квалифицированное молодое пополнение сразу, без традиционной раскачки и стажировки.

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Давно не секрет, что проблема воспитания инженеров уходит своими корнями в фундаментальные взаимоотношения человека с окружающим миром. Ведь именно инженер первый несет ответственность за преобразование природы в интересах человека и по его разумению. Однако об этом часто забывают, хотя ответственность с каждым новым шагом в техническом могуществе нарастает.

Однажды, ожидая поезда на столичном вокзале (дело было в первом часу ночи), я вместе с другими мирно дремавшими пассажирами был буквально потрясен душераздирающим воем, напоминавшим сирену пожарной тревоги. Источником его оказался гигантский пылесос, который невозмутимо катила перед собой уборщица. Горе-специалисты, создавшие этого монстра, не подумали о том, что, решая задачу очистки окружающей среды от пыли и грязи, они сами загрязнили эту среду, быть может, еще более неприятным и вредным для здоровья шумом. Разработчикам не хватило элементарного, а в конечном счете главного: чувства уважения к людям, или, если угодно, проявления гуманизма, который и служит в конце концов основой мировоззрения инженера.

Кто-то, быть может, подумает — мол, пример-то уж слишком частный. Я привел его намеренно. Культура инженера одинаково выражается и в большом, и

в малом, и в глобальном, и в частном. Уверен, тот, кто не принял в расчет здоровье сотен людей, не сделает этого и в более масштабном случае — например, в расчете на один лишь штраф (не из своего, разумеется, кармана!) пустит в реку или озеро отравленные стоки.

Прошло то время, когда промышленная деятельность человека не оказывала заметного глобального влияния. Печальные последствия промышленного могущества общеизвестны: помимо серьезного загрязнения земной атмосферы и водоемов, мы реально столкнулись с повышением средней температуры поверхности земли и воды, изменением содержания кислорода, аммиака и углекислоты в атмосфере, опасным ростом солености морской воды, разрушением озонного слоя в атмосфере...

В итоге казавшийся еще сравнительно недавно столь романтическим тезис покорения природы (разумеется, в первую очередь за счет все более бурной и бесконтрольной инженерной деятельности) обернулся своей трагической стороной: угрозой постепенного разрушения нашего общего дома — Земли.

Хотя мы и вправе гордиться: первый человек, который осознал гибельные последствия чисто прагматического и агрессивного пути,— это наш выдающийся естествоиспытатель и мыслитель В. И. Вернадский. Он же указал и выход — инженерная деятельность людей должна находиться в гармоническом единстве с окружающим миром.

Идеи Вернадского сегодня живут и развиваются в рамках так называемого системного подхода к самым различным видам человеческой деятельности и в первую очередь к инженерии. Вместо традиционно инженерного «как это сделать» теперь на переднем плане: «к каким общественным последствиям это приведет», и даже жестче — «стоит ли это делать вообще».

Особенно остро необходим системный подход при осуществлении крупных инженерных проектов — например, перекрытия, а то и поворота вспять больших рек, прокладки каналов международного значения и т. д. В этом случае традиционные технические и узкоутилитарные соображения все более решительно оттесняются на второй план под напором аргументов социального, экологического, политического и национального плана. Так от прямых инженерных действий «на базе высшей техники» разум человека все чаще переключается на анализ возможных последствий содеянного.

Итак, в поле зрения современного инженера неизбежно оказываются не только научно-технические, но и социально-экономические и другие общественные грани очередной н зинки. Добром ли обернется для людей та или иная инженерная задумка, машина, проект?.. На такой вопрос без высокой общей культуры не ответишь. (Да без нее он скорее всего — что самое страшное — и не возникнет!) На одной чаше весов — извечное инженерное стремление тво

рить, подчиняя силы природы, на другой — проблемы (хотя бы на первом этапе, пока новшество еще не реализовано) сугубо моральные, нравственные. Они у нас давненько — вотчина гуманитариев. Слышал, бывало, так и говорили — техника вне морали. А ведь, вдумаемся, на второй чаше весов у нас оказалось то, что совокупно и надо называть гражданской позицией.

АКЦЕНТЫ

Посмотрим теперь, как это новое содержание инженерного труда воплощается в жизнь в системе подготовки инженерных кадров.

Побывав более чем полвека назад в США, В. Маяковский, как мы помним, с иронией прошелся по хваленой узкой специализации, когда американский рабочий, виртуозно изготовляя острие иголки, не подозревает о наличии у нее ушка. В наше время правильнее было бы говорить о диалектическом единстве специализации и всеобщей интеграции, требующем параллельного учета самых разнородных факторов, далеко выходящих за рамки производства. Например, спроса и моды, конкурентоспособности и патентной чистоты, уровня инженерной и общей культуры и даже национальных традиций. Подчеркнем, что речь идет отнюдь не о массовой подготовке инженеров-универсалов, этаких современных Сайрусов Смитов, умеющих все. Имеется в виду как раз формирование нового мировоззрения инженера, основанного на глубоком понимании роли человека-творца в современном мире.

Тем не менее учебные программы ВТУЗов, несмотря на определенную дань времени, все еще несут на себе отпечаток кусочного инженерного мышления. Каждый предмет — это свой замкнутый самостоятельный мир, в котором властвует свой хозяин — учитель и преподаватель. Переходя из аудитории в аудиторию, где читают разные, плохо связанные между собой дисциплины, будущий инженер по-прежнему не получает в итоге цельного представления об основных принципах, методах и подходах, типичных для современной инженерии вообще. Как же его сформировать?

Физика и сегодня основа инженерной подготовки. Разница, пожалуй, лишь в том, что рамки прикладной физики охватили сейчас практически все, даже самые абстрактные области этой науки, включая, скажем, теорию элементарных частиц. Любой инженер-механик знает, например, какую огромную роль в машиностроении занимают проблемы трения и изнашивания. Между тем только в течение последнего десят-ка-двух лет стало ясно, что интенсивность этих процессов, портящих порою огромные детали и уносящих ежегодно только в нашей стране десятки миллиардов рублей, определяется микроскопическими явлениями, возникающими в поверхностных слоях, толщина которых в отдельных случаях приближается к размерам молекул и атомов! Но вот что

25